Недавно Театр имени Моссовета отметил премьеру своего нового музыкального спектакля - детской сказки «Шиворот-навыворот» Ю.Энтина и Г.Гладкова в режиссуре В.Богачева (художественный руководитель постановки - П.Хомский). Впервые академический театр устроил презентацию своего представления. Спектакль показали вечером. Разрекламированный заранее, он вызвал такой зрительский энтузиазм, что был аншлаг. Во время лирических сцен мужественные деловые дамы утирали глаза платочком, дети упрашивали героя-Ваню «не пить» нехорошего зелья, а их серьезные родители напряженно следили за действием. Успех был полным. Сравнить его можно было разве что с шумом вокруг рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» Э.Уэббера и Т.Райса, поставленной на этой сцене П.Хомским несколько лат назад и недавно в З00-й раз показанный зрителям. На Западе подобного рода представления называют мюзиклами, на их постановку тратятся огромные деньги, в них участвуют высокопрофессиональные исполнители, которым платят большие гонорары. Есть ли у нас своя традиция музыкального спектакля? Какому зрителю он нужен? На эти и другие вопросы отвечают главный режиссер Театра им.Моссовета Павел Хомский и актеры, занятые в обеих музыкальных постановках театра. Антон Дёров играет в «Суперзвезде» Иуду, одного из главных героев, в «Шиворот-навыворот» у него роль Кота-Баюна, сладкоголосого нелюдя.Татьяна Юрашевич в рок-опере Мария Магдалина, единственный женский образ, в детском музыкальном спектакле она дочка Дракона. Алексей Макаров в сказке Восьминог, заморская нечисть, в «Иисусе Христе» - Царь Ирод. В «Шиворот-навыворот» эти молодые актеры исполняют еще и роли дружек и палачей, будучи то бездушными силами Драконьего царства, то добродушными и жалостливыми друзьями главных героев. Какими же видят актеры своих персонажей, в чем, по их мнению, различие между исполнением роли в драматическом и музыкальном спектакле и какому зрителю интересны подобные постановки?
- Для меня существование в музыкальном спектакле абсолютно иное, чем в драматическом, - говорит Антон. - Здесь актерская змоция зависит от ощущения музыки. Я ею наполнен так, что только пластическими и танцевальными средствами могу передать зрителям образ своего героя. Мне даже говорили, что я не играю, а танцую роль. По-моему, актер музыкального жанра обязан хорошо двигаться, желательно профессионально танцевать, уметь петь, но при этом иметь еще и драматический талант. Ведь за яркостью постановки, танцами и музыкой зритель может упустить смысл происходящего на сцене. Он перестанет следить за сюжетом, если актер не сможет ему помочь. Материал «Шиворот-навыворот» был труден своей «нетеатральностью». Мой герой вначале казался просто лубочным персонажем. Я понял, кто он такой, когда услышал музыку. Это сиамский кот, восточное божество. Маг и зверь. Исчадие Дракона, одно из его проявлений, его дитя. Я живу в сонном царстве своего храма и воздействую на умы приходящих. Впервые мне пришлось играть нечеловеческое существо.
- По-моему, не имеет значения, в каком спектакле играть, детском или взрослом, музыкальном или драматическом, - считает Алексей. - Мне кажется, что «Шиворот-навыворот» вообще для зрителя любого возраста. Это же вечная тема - любовь. Я в первый раз играю в музыкальной сказке, это очень трудно физически. Во время представления постоянно приходится быть в движении. Кто-то из исполнителей лучше, кто-то хуже подготовлен для такой работы, но все актеры на сцене выкладываются полностью. Здесь нет вторых исполнителей, потому что если из сказки убрать дружек-подружек или из рок-оперы - кордебалет, спектакля не будет. Казалось бы, смешно сравнивать «Шиворот-навыворот» с классикой мирового рока, но в детском спектакле работать оказалось сложнее. Мы ведь актеры, а не профессиональные танцоры. Хотя что такое актер? Это синтез пластики, мимики, жеста, умения подать себя. Музыкальный спектакль не исключение для драматического актера. Я также играю, но только под музыку, вот и все. А как это получается - судить зрителям.
- Главная сложность актерской работы в музыкальном спектакле заключалась для меня в необходимости уложиться в определенный музыкальный размер, - рассказывает Татьяна. - Я прежде всего играю Марию Магдалину, а не пою ее партию. Если во время спектакля «Иисус Христос - суперзвезда» актеры не работают, а за них звучит музыка, зрители зевают или уходят. Настоящий спектакль получается тогда, когда играют артисты. Образ Магдалины для меня до сих пор – загадка. По-моему, это женщина роковая, страстная, невероятной глубины. Она личность. Мария Магдалина искала того, чего просила ее душа, и назвала это своей любовью. Но она земная женщина, в ней все путается...
Каково же мнение главного режиссера театра Павла Хомского об этих музыкальных постановках?
- Мы не можем создавать музыкальный спектакль на уровне американских профессионалов не потому, что у нас нет талантливых режиссеров и исполнителей. В России просто иная система существования театра. Как формируется труппа для американского мюзикла? Режиссеры ищут артистов по всей стране, иногда за ее пределами. На одну постановку собирают лучших . исполнителей, которые получают большие гонорары. Мы же вынуждены использовать в основном только актеров своего театра. Я до сих пор удивляюсь, что нам удалось сделать на достаточно высоком профессиональном уровне «Иисуса Христа». Просто повезло, что в театре нашлось несколько талантливых поющих актеров. Трудно было создавать пластическую группу. Устроили конкурс, потом специально учили будущих танцоров. Вообще этот жанр требует синтетических актеров, которые могли бы работать и в драматическом спектакле. Они должны уметь петь, танцевать и обладать драматическим талантом, эмоционально воздействуя на зрителя.
Итак, традиции музыкального спектакля в России только зарождаются. Те представления, которые может увидеть нынешний зритель, может быть, еще не так эффектны и зрелищны, как западные мюзиклы. Они живут по законам драматического спектакля, в котором музыка является одним из действующих лиц, а актеры дают публике возможность переживать вместе со своими героями происходящие на сцене события. Юлия Седова "Московская правда", 6 декабря 1995 года
|