"Иисус Христос - cуперзвезда". Фрагменты статей портала "Православие и мир"
"Иисус Христос - суперзвезда"
Фрагменты статей портала "Православие и мир"

Между творчеством и кощунством: где граница в искусстве (ОПРОС ЭКСПЕРТОВ)

Православные выступают против выставки "Духовная брань" и ей подобных, но не против против библейских сюжетов Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Активисты протестуют против рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда", потому что там искажается образ Христа, но не протестуют против "Мастера и Маргариты" Булгакова.
Где проходит граница допустимости в создании произведений на евангельские темы? Комментируют священники.

Игумен Сергий (Рыбко):
Что касается рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда", то мне кажется, ростовские активисты зря протестуют. Насколько я знаю, в Ростове оперу собирались показать в русском переводе, в том варианте, который гораздо ближе к Евангельским текстам, чем исходный вариант Уэббера. Люди, которые ее показывают, позиционируют себя как православные, и все фривольные толкования текста протестантского толка они постарались сгладить.
Что в итоге получилось – не знаю, поскольку я не видел результата. Действительно, я встречал людей, и не одного человека, которого рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда" привела, по крайней мере, к желанию прочитать Евангелие, а дальше начался их путь к Богу.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:
К опере "Иисус Христос – суперзвезда" тоже можно относиться по-разному, но я помню, как в молодости мы с друзьями ходили и напевали: "Jesus Christ - superstar". Впервые в Советском Союзе имя Иисуса Христа звучало вне атеистической пропаганды. Очевидно, что эта опера никогда не была атеистической, а кому-то даже помогла прийти ко Христу.
Или возьмем интеллигентское евангелие шестидесятых – "Мастера и Маргариту". В православной среде много спорят о допустимости таких приемов, полезна ли эта книга, можно ли ее читать православному. Что ему полезно, а что нет, каждый взрослый человек может решить сам, руководствуясь словами апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор., 10,23). Но такие книги, как "Мастер и Маргарита", пишутся не для того чтобы проходить церковную цензуру.

Протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма сщмч. Климента в Замоскворечье, член Патриаршего совета по культуре:
С рок-оперой "Jesus Christ - superstar" я знаком фрагментарно. Мне понравились многие мелодии. Считаю запреты на такого рода произведения не нужными. У каждого в сердце должна быть своя мера терпимости и нетерпимости к кощунству. Каждый Богу даст ответ. Но то, что эта рок-опера создавалась без ложного пафоса "борьбы с Церковью" и прочих уродливых проявлений пуссириотского лихолетья, это точно. Авторы пытались прославить Христа, как могли, как умели. Думаю, это им Господь зачтет!
В "Мастере и Маргарите" М.А.Булгакова присутствует явная апология зла, но это не умаляет большого нравственного урока, который может вынести всякий читающий из этой книги! В советское и постсоветское время роман М.Булгакова для многих стал открытием Христианства, и большинство читателей от вымышленного автором образа Иешуа-га-Ноцри обратилось к прочтению самого Евангелия, а через это и к Богу и к Церкви! В замысел автора эпатаж не входил. Думаю, что его авторская честность покрывает многие заблуждения!


РЕДАКЦИЯ ПОРТАЛА "ПРАВОСЛАВИЕ И МИР" | 5 октября 2012 года
Между творчеством и кощунством: где граница в искусстве (ОПРОС ЭКСПЕРТОВ)

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион хорошо известен как одарённый музыкант, композитор, автор первоклассных произведений. В своем интервью митрополит Иларион впервые за много лет долго и подробно говорит только о музыке.

– А как вам электронная музыка? Вы не хотели бы в рамках своей передачи на телеканале "Россия 24" побеседовать с её корифеем и глубоко верующим человеком Эдуардом Артемьевым? Он два десятилетия писал свою рок-оперу "Преступление и наказание". Он, когда впервые услышал рок-оперу "Иисус Христос – суперзвезда" Эндрю Уэббера, очарованный образом Спасителя, бродил по Арбату, ища Его. Так велико было желание этой встречи... С вами не происходило ничего похожего, навеянного чем-либо?

– С Артемьевым я с удовольствием бы пообщался и в передаче, и за её рамками. Относительно рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда" скажу, что познакомился я с ней, когда служил в армии, и считаю её весьма ярким музыкальным произведением, раскрывающим для очень широкого слушателя образ Иисуса. Конечно, это не канонический, но очень привлекательный образ, причём именно для современного человека, для молодёжи. В этом смысле рок-опера Ллойд-Уэббера, безусловно, играет важную миссионерскую роль. Я в этом убедился в годы службы в армии, когда прослушивание оперы вместе с сослуживцами становилось отправным пунктом для глубокой беседы о Евангелии, о Христе, о Церкви.


Беседовал Игорь Киселёв
Митрополит Иларион (Алфеев): Через 20 лет я вернулся к музыке другим человеком
3 октября 2014 года

Вернуться на страницу ПРЕССА

Вернуться на страницу РАЗНОЕ

Вернуться НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

MBN