Русская версия рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Почему Иуда — самый здравомыслящий персонаж? 24 октября рок-опера "Иисус Христос — суперзвезда" в постановке П. Хомского будет отмечать 30-летие — именно столько она идёт на сцене столичного Театра им. Моссовета. За эти годы спектакль неоднократно обвиняли в моральном устаревании, а его создателей и актёров — в оскорблении чувств верующих. Однако аншлаги, наблюдающиеся в зале на этом спектакле по сей день, говорят о его актуальности. И о том, что постановка действительно любима народом. Любима и из-за "звёздных" актёров, исполняющих главные роли (например, Марию поочерёдно играют Ирина Климова, Анастасия Макеева и Екатерина Гусева, образ Понтия Пилата филигранно воплощает Валерий Сторожик, а в роли Иисуса с 2008 по 2014 год блистал Глеб Матвейчук), и из-за того, что сюжет спектакля очень уж напоминает нашу повседневную жизнь. Ведь "Иисус Христос — суперзвезда" — спектакль не совсем на религиозную тематику. А если повнимательнее приглядеться — в нём мало общего с Евангелие (хотя, конечно же, некоторые сюжетные вехи — предательство Иисуса Иудой, тайная вечеря — взяты оттуда). В остальном — это о нашей сегодняшней жизни. О каждом из нас. О склонности создавать себе кумиров и о желании ими быть.
Иисус (Валерий Анохин) — в этом спектакле предстаёт не столько библейским героем, сколько неким подобием современных "суперзвёзд", становящихся кумирами для тех, кто по каким-то причинам не способен твёрдо стоять обеими ногами на земле и трезво мыслить. Тому, кто мыслит трезво и на ногах стоит крепко, кумиры ни к чему. А вот остальные ищут в них недостающую опору:
На него надеются все, им восхищаются все — торговцы, нищие, апостолы, без памяти влюблённая Мария Магдалина... Но ведь он — не мессия. Он обычный юноша из Назарета, внезапно вознесённый толпой на пьедестал (сама собой напрашивается аналогия с какой-нибудь современной медийной персоной, многие из которых возникли в поле зрения общественности буквально из ниоткуда, за короткое время превратившись из обычных мальчиков/девочек в "суперзвёзд"). А толпа непредсказуема — сегодня вознесла на пьедестал, завтра сбросит с него... Кажется, что наиболее отчётливо это понимает Иуда (Валерий Ярёменко):
Но главный герой глух к этим доводам, как глухи к тем же словам своего окружения современные медийные персоны, внезапно ставшие идолами для миллионов людей. Странно и несправедливо то, что вкусивший любовь миллионов зачастую не осознаёт, что эта любовь — явление проходящее и во многом губительное. Приятно удивляет то, что Иисус в этой постановке максимально очеловечен, максимально приближен к простым смертным. Обычно сей персонаж в произведениях искусства изображается нарочито далёким от земных людей и земных страстей. А здесь — и одурманен он немного внезапно свалившейся на него любовью народа, и сожалеет о том, что не может ответить Марии на её любовь "по-земному"... Ответственность, которую возложила на него толпа, не даёт ему быть свободным, быть собой. Именно те герои, которых принято считать отрицательными — Иуда, Кайафа (Владимир Прокошин), Анна (Александр Емельянов), Савл (Александр Бобровский) — раньше всех умудряются увидеть губительный эффект идолопоклонничества. В этом проявляется их здравомыслие (а то, каким образом они решают покончить с идолопоклонничеством — уже несколько другой вопрос). И, пожалуй, Иуда — самый здравомыслящий из них, поскольку первым стал пытаться вразумить юношу из Назарета. Получается, суть рок-оперы "Иисус Христос — суперзвезда" в том, что зло = здравомыслие? Неужели именно эта мысль помогает постановке столько лет держаться "на плаву"? Вовсе нет. Иисус здесь становится живым противоречием второй библейской заповеди — "Не сотвори себе кумира...". И именно это вызывает у зрителей сильные эмоции. Потому что в повседневной жизни полно этих самых противоречий заповедям, изложенным в Библии. Жизнь соткана из противоречий. Как и этот музыкальный спектакль. "INC-News", 05.10.2020
Вернуться на страницу ПРЕССА
|