Завтра в Театре имени Моссовета отмечают юбилей: тридцать лет на прославленной сцене с неизменным успехом идет легендарный спектакль "Иисус Христос – суперзвезда" Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса.
А начиналось все это так. В 1990 году театральная Москва пришла в великое волнение: западный рок зазвучал под самыми стенами Кремля. Сам прецедент для атеистически ориентированного Советского Союза был из ряда вон выходящим явлением. Причем западный рок зазвучал не где-то на удаленной танцевальной площадке городского парка, а в самом центре Москвы, в прославленном, Ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени Театре имени Моссовета.
Так "Иисус Христос – суперзвезда" стал первой постановкой западной рок-оперы в России.
– Я убежден, что секрет долголетнего успеха, – рассказывает нашему обозревателю заслуженный деятель искусств РФ Александр Чевский, заведующий музыкальной частью театра, стоявший у истоков создания спектакля, – заключен в том, что все мы нуждались и нуждаемся в некоем посыле, который исходит от Библии. В этом спектакле он есть. Пусть даже и в таком необычном музыкальном изложении. Конечно, формат постановки легче воспринимается молодежью, но в зале обычно присутствует и немало людей в возрасте. Наверное, потому, что наша юность – я тоже себя отношу к этому поколению – пришлась на годы, когда было создано произведение. Мы все бредили столь новой и необычной для нас музыкой. Видимо, пожилых людей в нашем спектакле привлекает именно это. Ну и, разумеется, сама тема, которая вечна. А что может привлекать зрителя? Гениальное слово, гениальная музыка.
Обстоятельства сложились так, – продолжает Александр Чевский, – что наша страна в период постановки спектакля была, скажем так, не в самом лучшем состоянии. Поставить такой спектакль было достаточно сложно. Мне, помню, принесли русский перевод, он меня просто потряс. Я тут же отнес его Павлу Осиповичу Хомскому, нашему главному режиссеру, который еще раньше слышал это произведение, но на языке оригинала. Он тоже возбудился и сказал, что это надо ставить "либо сейчас, либо никогда". Хомский прекрасно понимал, какое огромное значение будет иметь постановка в тех условиях, в то время. Очень важно для человека, возглавляющего театр, обладать подобной смелостью и тем художественным чутьем, которым обладал Хомский, не говоря уже о таланте. Павел Осипович немедленно это поставил. Хотя, как вы понимаете, недоброжелателей вокруг было предостаточно. Мы прошли через море насмешек всякого рода, через море скепсиса, но Павел Осипович смог все это выдержать.
И последнее, что хочется сказать – в то время надо было иметь хотя бы трех артистов, которым было под силу это спеть. У нас такие, к счастью, были – это Ира Климова, сыгравшая Магдалину, Валера Сторожик, сыгравший заглавную роль и Валера Яременко – исполнитель роли Иуды. Ну, и конечно, Саша Бобровский (Пилат – прим. ред.). Они были в то время в театре, по разному воспринимали идею постановки, но тем не менее сплотились в одну мощную команду.
На спектакле "Иисус Христос – суперзвезда" за минувшие тридцать лет выросло не одно поколения зрителей, и через постановку прошло несколько поколений артистов.
– Когда мы только приступили к репетициям, – рассказывает первый исполнитель роли Иуды заслуженный артист России Валерий Ярёменко, – выяснилось, что далеко не все поддерживают смелую идею Павла Осиповича. Больше всего сомневающихся было среди людей, не занятых в спектакле, среди артистов старшего поколения. Старики не понимали, почему в театре имени Моссовета, где играли Раневская, Плятт и Жженов, какая-то непонятно откуда взявшаяся молодежь будет поднимать подобную тему. Да и сам жанр рок-оперы не ассоциировался ни коим образом с традициями театра. И Павел Осипович – надо отдать ему должное – сумел отстоять этот жанр, привнести его в репертуар. "Иисус Христос – суперзвезда" был первой ласточкой. Это потом уже появились другие музыкальные спектакли подобного жанра в других театрах страны.
Очень хорошо помню свои чувства в тот период. Я откровенно испугался! Причем испугался, что не справлюсь с такой глобальной ролью не как драматический артист, а как певец. У меня даже был самоотвод: я Павлу Осиповичу говорил: "Давайте не меня! Я лучше Ирода спою". Я понимал, Ирода смогу сделать очень просто, без особого напряжения. Но Хомский мне очень быстро вправил мозги и заставил взяться за работу. Я необычайно благодарен Наташе Трихлеб, моему педагогу по вокалу: мы до сих пор иногда встречаемся и она меня «распевает».
Так что мои ощущения в тот период были сложными. С одной стороны мне, молодому артисту, очень льстило, что я получил роль такого уровня, но с другой стороны боялся необычайно. Этот страх меня толкнул на серьезные занятия вокалом. Я понимал, что здесь просто на органике и драматизме не выехать.
Позже, когда спектакль уже получил заслуженное признание у публики, я стал в образе своего героя кое-что подправлять, и продолжаю изменять до сих пор. Мне кажется, что на сегодняшний день я своего Иуду играю правильней. Не в смысле "хуже-лучше", а именно правильней: он повзрослел вместе со мной, набрался не только ума, но и опыта. Я сам прошел за это время через какие-то собственные жизненные трудности, через потери, моменты, когда все это можно бросить со сцены в зрительный зал и сказать либо "Прости", либо напротив сказать: "За что?". Поэтому делаю, как мне кажется, это более осознанно, осмысленно и глубоко, чем тогда, когда я больше работал в плоскости "как", чем в плоскости "что". Сейчас это соединяется, и "что" доминирует над "как". Или сохраняет равновесие и гармонично сосуществует.
Юбилейный спектакль 24 октября в театре имени Моссовета пройдет в эксклюзивном формате – на сцену выйдут все составы исполнителей, играющие сегодня в нем. Среди них будут и участники первых премьерных спектаклей, и те, кто по возрасту младше самого юбиляра.
Партию Иисуса исполнят – Валерий Анохин, Михаил Панфёров, Евгений Вальц. Партию Марии Магдалины – Ирина Климова, Екатерина Гусева. Партию Иуды – Валерий Ярёменко, Андрей Богданов, Александр Емельянов, Пилата – Александр Бобровский, Валерий Сторожик... Будут и другие сюрпризы.
Ну и, наконец, хочется привести слова самого Павла Осиповича Хомского, режиссера-постановщика спектакля, ушедшего из жизни четыре года назад. Он в свое время рассказывал о своей работе следующим образом:
"Когда еще в 1972 г. в Америке я увидел этот знаменитый спектакль, он просто ошеломил меня. Знаменитым и популярным он был на западе, а у нас это было, конечно, запрещенное зрелище. Я купил пластинку с записью рок-оперы, привез ее в Москву и с радостью демонстрировал всем друзьям и знакомым, артистам московского ТЮЗа, в котором тогда работал. Я рассказывал о нем так много и так восторженно, что однажды был приглашен в соответствующую организацию, где меня серьезно предупредили: то, чем я занимаюсь, очень похоже на буржуазную пропаганду.
И только спустя 18 лет, когда жизнь в нашей стране изменилась, я смог поставить этот спектакль. Тогда, в начале 90-х, музыка Уэббера была уже всем знакома, пожалуй, это был пик ее популярности, она стала культовой. Но мы не собирались ни в коем случае повторить американскую постановку. Их артисты поют, как в опере, и танцуют, как в балете. Да и сам спектакль построен по законам бродвейского шоу: роскошное зрелище, следующие один за другим музыкальные номера. Мы же в своей работе стремились добиться непрерывного сценического действия.
Наш спектакль, будучи мюзиклом, построен по законам драматического театра, а не концертного шоу. Искупление Иисуса, предательство Иуды, верность Марии – это вечные темы. Они существовали всегда, потому что все, свойственное человеку, заключено в этих характерах. Очень важна для нас тема – личность и толпа, толпа, которая превозносит, предает и распинает.
Эта тема и сегодня звучит остро и актуально. За время жизни нашего спектакля, а это очень большой срок, произошло много изменений. Мы перешагнули из века в век, изменились условия нашей жизни, изменился и сам зритель, его музыкальные пристрастия. Но по-прежнему "Иисус Христос – суперзвезда" собирает полный зал, и, что нас особенно радует, это в основном молодежь. И это дает нам надежду, что и следующее поколение зрителей тоже примет этот спектакль. Потому что евангелические сюжеты, которые лежат в его основе, и музыка Уэббера, ставшая сегодня классикой жанра, не устаревают, в них – заряд Жизни и Веры, а это – на все времена".
Елена Булова
"Московская правда", 23.10.2020