В театре имени Моссовета уже восемь сезонов с неизменными аншлагами играют рок-оперу Э.Л. Уэббера и Т.Райса "Иисус Христос - суперзвезда". Недавно прошло юбилейное, 400-е представление. Культовый, много нашумевший в семидесятые во всем мире спектакль, в немалой степени подхлестнувший распространение по планете рок-опер как жанра, "Иисус" и в театральной Москве был и остается явлением весьма и весьма ярким. Постановка уже обросла легендами и байками, среди которых естественным образом переплелись правда и вымысел. Мы хотим в связи с юбилеем рассказать несколько исключительно правдивых историй о московской постановке рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда".
Идея воплощения знаменитой рок-оперы на моссоветовской сцене принадлежала Сергею Проханову ("усатому няню"). Не один месяц потребовался, чтобы убедить академический театр решиться на рок-оперу. Но все сложилось. Оказалось, что много своих актёров могут петь. На роль Иисуса пригласили с Таганки знаменитого своим вокалом Олега Казанчеева. Танцующую массовку отбирали в три тура. Сам Проханов стал режиссёром и исполнителем роли царя Ирода.
12 июля 1990 года при тридцатиградусной жаре Москва впервые увидела спектакль. Успех был просто ошеломляющий. Через год приезжал драматург. «Иисуса» Тим Райс. Ему тоже понравилось. Причем копией ни бродвейской, ни лондонской версии спектакль не является. И постановка, и пластика в нем – свои. Кстати сказать, режиссёр по пластике Феликс Иванов через год после премьеры эмигрировал в США и нормально там устроился.
Довольно быстро появилась «тусовка» поклонников. Стены соседних домов были исписаны цитатами из рок-оперы и признаниями в любви к артистам. Вечерами толпились собиратели автографов. Однажды Казанчееву, чтобы подольше не уезжал, залепили пластилином дверной замок на автомобиле. За 8 лет сменилось немало фанатов. Менялись и исполнители: например, в роли Иисуса побывали семь разных актёров, Магдалины — пять.
Газовые атаки
В спектакле используется сухой лед: когда он тает, сцена наполняется клубами пара. Но пиротехник часто переусердствовал и Христа было практически не видно, а кордебалет на полу громко кашлял и чихал. Актёрам стали выдавать распираторы, но мало кто мог ими грамотно воспользоваться. И пока не перешли на дым нового поколения, Иисусу приходилось петь громче.
О вреде усердия
Отправился театр в Сочи. Дорогой декорации пообтрепались: где кусок отвалился, где краска облупилась. Добросовестный бутафор краску не экономил. На спектакле Иуда тоже добросовестно прижал Магдалину к отреставрированному месту. Артистка чувствует - прилипла, а когда освободилась, коллеги ей зашептали: "Уходи скорей, у тебя вся спина в черных пятнах". Костюмерам пришлось пойти на рекорд: за пять минут все отстирали и все высушили.
Переменное число апостолов
По Евангелию, апостолов было двенадцать. Но однажды, 1 января несколько артистов приболели, и больше семи апостолов не набиралось. Тогда две артистки балета оделись в мужские костюмы, и апостолов стало девять. Другой раз во время Тайной Вечери трапезничали одноврменно четырнадцать апостолов: дублёры не договорились, чья очередь выходить.
Шампанское за свинью
31 декабря 1994 года накануне наступления года Свиньи царь Ирод, появившись на сцене в маске (как и было задумано), снял ее и обнажил вторую маску - свиньи. Публика устроила овацию, а на поклонах кто-то вынес на сцену корзину с шампанским.
Игра в мешке
Однажды на гастролях у Юродивого костюм пропал. Его лохмотья искали долго и нашли... на швабре уборщицы, принявший костюм за тряпку. В "этом" играть было уже нельзя. Тогда артист в ближайшем овощном магазине во имя исскуства выпросил холщевый мешок из-под лука. В нем Юродивый до сих пор играет.
Как жена Ирода резко поправилась
Однажды вместо планового спектaкля назначили "Суперстар". Помощница завтруппой обзвонила всех, но не нашла жену царя Ирода, выезжающую на сцену обнаженной в ванне. И тогда помощница завтруппой, обнажив свои роскошные 100 кг живого веса, пошла на публику. Не зная мизасцен, она с сигаретой в руках просто ходила по сцене (слава Богу, текста у персонажа не было), а где должна была танцевать, томно смотрела в зал.
Политический подтекст
Первый спектакль в Риге. Гаснет свет, и прожектор высвечивает в зале три фигуры в шлемах и с дубинками (такое у спектакля начало). Но зрители с криками "ОМОН!" начали пробираться к выходу. А по трансляции на весь театр прозвучало: "Закройте занавес, в зале ОМОН!". Спектакль едва не был сорван.
Щедрые поклонники
Постоянный почитатель актрисы кордебалета во время поклонов одаривал ее то цветами, то мягкими игрушками. Однажды ее подруга пошутила: "Опять цветы? Да она сыр любит!". На следующем спектакле балерина получила увесистый сверток с двухкилограммовой головкой сыра. А Симону Зилоту одна поклонница на день рождения преподнесла видеодвойку "Самсунг".
Как туалет Иуду подвёл
Спектакль приближается к предательству Иуды. Пока Иисус пел "Моление о чаше", Иуда пошел в туалет умыться и задержался перед зеркалом. Слышит - кричат, кого-то ищут. Оказалось - его. На вершине декорации стоял Иисус и, глядя под лестницу, пел отсутствующему партнеру: "Иуда, ты целуешь прежде, чем предать...". В объяснительной артист написал: "Ведь в туалете нет динамика".
Наедине со всеми
На роль Симона Зилота ввели студента второго курса ГИТИСа. Он очень волновался - первая роль. Открыли занавес. Он заглянул в щель декорации и дрожащим голом произнес: "Ой, сколько народу!". Полторы тысячи зрителей захлопали. Студент не учел, что микрофон у него на голове уже включен.
О вере в предостережения
Рядом с артисткой кордебалета однажды на спектакле рухнула из декорации огромная дубовая дверь. В следующий раз она отодвинулась на два метра вправо. И правильно сделала: с высоты десяти метров из софита вывалился фильтр и со звоном упал на то же самое место. С тех пор она носит с собой маленький синий осколок – на счастье.
Танцы под огнём
Однажды во время спектакля в кулисах закоротило вентилятор. На сцене в этот момент танцевал кордебалет – 25 человек. Вначале актёры почувствовали едкий запах, потом увидели искры. Но продолжали танцевать. Завершилась мизансцена уже на фоне полыхающего бархата кулис, но кордебалет оставался невозмутимым.
Театральные блохи
На гастролях в одном из театров девушки начали жутко чесаться, прямо стыдно. Пригляделись - все в укусах. Запаниковали: не гостиничные ли клопы?! Сердобольный флейтист рассказал, что есть особая порода – "театральные блохи", живущие в сукне, которым выстилают футляры музыкальных инструментов. Может, флейтист и пошутил, но с тех пор артистки в оркестровую яму старались не заходить.
Чудо на сцене
Царь Ирод (рост под два метра, центнер веса, 46-ой размер ботинок) танцевал, напевая "Чарлстон", и вдруг попал ногой в решетку люка. Дергает - нога не вылезает, дергает еще раз - решетка поднимается вместе с ногой. Пытаясь спасти мизасцену, актёр садится рядом с люком и убежденным тоном произносит (по тексту!!!): "Сейчас будет чудо!". Дёргает ногой в третий раз и - освобождается. После спектакля артист пробовал просунуть стопу в решетку - не пролезает.
Как Юродивый Магдалину спас
Дуэт Магдалины и Иисуса исполняется на вершине вращающейся декорации, куда Магдалина перебирается со статичной лестницы. Однажды смотрит - до декорации метра два. И она осталась на месте, решив ощущать себя Джульеттой на балконе. Запела. Видит - внизу под декорацией сидит Юродивый (его в сцене нет) и шепчет: "Уведите от меня свет". Он всю сцену подпирал собой готовые рухнуть декорации - сломался крепеж. А когда Магдалина уходила, подол ее платья затянуло под поворотный круг и ее потащило обратно на зрителя. Пришлось тут же часть юбки оторвать.
Как серебреники стали грошами
Однажды Понтий Пилат забыл строку "Тебя раздавят и сомнут, как выжатый лимон, как жалкий мандарин..." И сымпровизировал: "...как жалкий патиссон". Массовку за кулисами скосил приступ желудочных колик. А Иуда как-то на сцене сильно ушиб ногу и доигрывал эпизод на "автопилоте". И вместо "Прочь кроваые деньги" подкорка артиста - украинца по национальности - выдала: "Геть червоны гроши!"
Мария Сперанская
"МК-Бульвар", 17 августа 1998 г.
Фотографии:
Валерий Сторожик - фото 1
Валерий Сторожик - фото 2
Лада Марис
Эдуард Стёпин
Алексей Макаров