- Если бы я не играл больших ролей, то согласился бы выходить на сцену даже в массовках, потому что ничего интереснее, чем театр, для меня нет, - говорит заслуженный артист России Валерий Сторожик, артист Театра имени Моссовета. Мы встретились с ним перед началом спектакля "Иисус Христос - суперзвезда", он исполняет роль Иисуса. - В этом году спектакль отметил свое десятилетие. Вы начинали в нем репетировать, однако в премьере не участвовали. Почему? Вам что-то тогда помешало? - Наверное, я просто спасовал перед трудностями, а может быть, испугался непривычного материала, ведь в "Иисусе" надо было одновременно петь, двигаться и при этом еще что-то изображать. Я всячески манкировал репетицииями, спорил с режиссером, придирался к неточностям в тексте. Короче, накануне премьеры я взял и ушел из спектакля. Меня заменил Олег Казанчеев. - Тем не менее спустя восемь лет вы вернулись в спектакль... - В 1996 году мы выпустили музыкальный спектакль "Игра" по мотивам известного мюзикла "Шахматы" Бенни Андерссона, Тима Райса и Бьерна Ульвеуса, где я пел одну из главных партий. После чего ко мне вновь обратились с предложением попробовать сыграть Иисуса. И я подумал: а почему бы вновь не попробовать... Тем более когда пою, то в ноты попадаю. Начал потихоньку репетировать. И вдруг - как гром среди ясного неба: "Валера, ты завтра играешь". - "Как завтра? Я не готов!" На следующий день я пришел в театр в десять утра и ушел домой только в десять вечера, но спектакль все-таки сыграл. Хочу признаться, ни одна роль не принесла мне такой популярности, как эта. Девочки-подростки приходят на "Иисуса" с видеокамерами, диктофонами и фотоаппаратами. После спектакля кричат "браво!". Не скрою, мне это нравится. Я люблю зрителей, особенно зрительниц... Иногда даже подглядываю из-за кулис: есть ли в зале симпатичные девчонки. - Ну, а если серьезно? Ведь играть Иисуса, наверное, непросто? Вы не боитесь навлечь на себя кару небесную?
- Никакого мистического страха перед ролью Иисуса я не испытываю. Ведь если так рассуждать, то представьте себе, что тогда должен чувствовать актер, играющий Иуду? Я не раз дублировал фильмы об Иисусе, видел многих актеров в этой роли, каждый из них привносил в нее что-то свое. Для меня Иисус - роль, не более того. Но готовился я к ней ответственно: много читал, изучал исторические материалы. Кстати, если бы не спектакль, наверное, я бы никогда и не открыл Евангелие.
- Однако у вас были и другие значительные роли. Например, в кино. Что можете сказать о них? - Ну с кино - особая история. С двенадцати лет я снимался на Киностудии имени Горького в детских картинах. Моими кумирами в то время были Ален Делон, Марчелло Мастроянни, и, насмотревшись на них, я захотел стать таким же. Но в первую взрослую картину "Сказка странствий" попал совершенно случайно. Сценарий писался для актрисы нашего театра Ларисы Кузнецовой. Режиссер Александр Митта пришел на спектакль "Сашка", где я играл немца, и предложил мне подыграть Ларисе на пробах. Так случилось, что ее не взяли в фильм, а я получил роль. Вот такие парадоксы случаются в нашей профессии. Потом я играл в "Береге" у Александра Алова и Владимира Наумова, в "Борисе Годунове" у Сергея Бондарчука... - Где вам интереснее работать: в театре или в кино? - Конечно, в театре. В кино слишком многое зависит от техники. Ты можешь отлично справиться со своей задачей, вжиться в образ, а оператор возьмет да и снимет тебя в таком ракурсе, что себя не узнаешь. В театре актер может импровизировать во время спектакля, что-то изменять, дополнять какие-то штрихи к уже созданному характеру. В моей работе очень помогает то, что я получил очень хорошее актерское образование в Щепкинском училище при Малом театре. Поступив в труппу театра Моссовета, я долго тосковал по Малому, где нас, студентов, холили и лелеяли, можно сказать, выращивали "поштучно". Придя в Моссовет, я всего этого лишился. Вначале я играл очень мало и первую свою значительную роль в спектакле "Черный гардемарин" провалил. Вместе со мной выступали Плятт, Жженов, Шапошникова, Талызина, но я не хотел просить у них помощи, так как был молод и честолюбив, зациклен исключительно на себе, всего хотел добиться сам. - Что вам важно в режиссере, с которым начинаете работать над спектаклем? - Чтобы режиссер хорошо чувствовал звучащее слово, ведь театр - это прежде всего "слова, слова, слова..." Именно поэтому я не смог репетировать с Питером Штайном, который предложил мне роль Горацио в своем "Гамлете". Не понимаю, как можно работать с иностранным режиссером, не знающим русского языка? - Как вы считаете, у вас есть свое амплуа? - Амплуа всегда существовало и будет существовать в театре, но это не окончательный диагноз для артиста. Сегодня ты, к примеру, выглядишь так, а через какое-то время постарел и уже не можешь играть героев-любовников. Пока же я остаюсь в амплуа романтического героя. И хотя мне сейчас не шестнадцать лет, а перевалило за сорок, я с удовольствием соглашаюсь на роли покорителей женских сердец. Ирина Гусарова "Труд" № 178, 25 cентября 2000г.
Вернуться на страницу ПРЕССА
|