РГ "МиЛ": Почти 15 лет Вы являетесь исполнителем главной партии в легендарной рок-опере театра Моссовета "Иисус Христос – суперзвезда". Роли Иисуса предшествовала подготовка партии Иуды. Расскажите, как Вы пришли в драматический театр. Какой сценический образ Вам ближе? Михаил Панфёров: Когда я, будучи совсем юным парнем, учился в эстрадном училище им. Гнесиных у выдающегося педагога по вокалу Владимира Христофоровича Хачатурова, то в процессе обучения я однажды услышал в оригинале эту легендарную рок-оперу "Jesus Christ - superstar" и, естественно, мне снесло голову. Дело в том, что я очень люблю сложные вокальные партии, где можно разгуляться по всему голосовому диапазону, где есть огромная палитра эмоциональных красок, а если это еще и гениальная музыка Уэббера, то вообще – фантастика! И я захотел спеть в этой рок-опере все арии, причем сразу, включая арию Марии Магдалены. Шутка! (смеётся) К экзамену по вокалу я подготовил все же арию Иуды "Heaven on their Minds". Видимо, неплохо получилось, что Хачатуров предложил мне однажды: "Давай, мы с тобой попробуем в театр Моссовета на роль Иуды! Я слышал, театру нужен артист на эту роль!" Владимир Христофорович имел в виду знаменитую театральную постановку Павла Хомского – рок-оперу "Иисус Христос – суперзвезда", которая с успехом идет на сцене Моссовета с 1990 года и по сей день собирает огромные аншлаги. Конечно, я был в шоке тогда. Ведь на этот спектакль я ходил еще со всем классом, когда учился в школе! Мне и в голову не могло прийти такое дело! Я, безусловно, очень загорелся, обрадовался. Хотя и понимал, что это большая ответственность, и мне предстояло много работы. Хачатуров договорился о прослушивании, и я, молодой, подающий надежды вокалист, пошел на кастинг в драматический театр. Исполнил арию Иуды музыкальному руководителю театра Александру Ивановичу Чевскому и, надо признаться, приятно удивил его. Но мне еще нужно было удивить и художественного руководителя, главного человека в театре - Павла Осиповича Хомского! Я не представлял, если честно, как именно, и чем может удивить восемнадцатилетний юноша народного артиста России, режиссера, профессора ГИТИСа, человека с таким огромным профессиональным и жизненным опытом! Я очень, конечно, волновался и переживал в тот момент, но старался об этом не думать. И, к счастью, так совпало, что через пару недель после моего первого прослушивания в театре, я принял участие во Всероссийском профессиональном конкурсе молодых вокалистов "Роза Ветров" и подготовил для участия в нем два очень непростых и амбициозных произведения - на первый и на второй тур. Это была ария Иуды "Heaven on their Minds" и ария Иисуса Христа - моление о Чаше - "Я об одном молю". Минут за 15 до выхода на сцену ко мне за кулисы подходит мой дорогой педагог и говорит такие слова: "... А знаешь, на тебя сегодня придут посмотреть Александр Чевский и Павел Хомский! Давай-ка ты, соберись, дружок!" Как вы думаете, что я испытывал в этот неповторимый момент? Я вам отвечу: у меня было 2 варианта – уйти домой, "облажавшись" после, мягко выражаясь, плохого выступления, или не подвести своего педагога и сделать все как положено. Признаюсь, второй вариант мне оказался значительно ближе, чем первый. Собрав в кучу все свое умение и сценический опыт, а какой-никакой, он уже имелся у меня на тот момент, поскольку я пою и гастролирую уже с 8 лет, я в одно мгновение вспомнил все, чему меня учили и даже не учили, и постарался выдать то, что от меня ожидали. В этот вечер мне дважды улыбнулась удача, я успешно выступил на этом конкурсе, получив Гран-При, и также успешно показался художественному руководителю театра и руководителю музыкальной части. Таким вот образом состоялось мое первое знакомство с Павлом Осиповичем. И через какое-то время мне предложили репетировать партию Иуды. Так, вооружившись клавиром и либретто, я начал "боевую" подготовку. Репетировал все лето. Вернувшись в Москву из длительных гастролей из Анапы, я пришел на долгожданную репетицию. Многое получалось, многое не получалось, может, из-за возраста, мне было всего 18. А обе роли, как Иуда, так и Иисус, это очень серьезные и большие работы, они требуют определенного жизненного и профессионального багажа. Во время одной из репетиций ко мне подошел заслуженный артист России Валерий Сторожик – он тогда исполнял роль Иисуса – и говорит: "Ты не хочешь попробоваться на роль Христа? Ты очень подходишь по фактуре на эту роль!". Ну, надо сказать, и правда, фактура у меня, что тогда, что и сейчас на эту роль больше подходила: в то время я носил длинные волосы - высокий, худой. Поначалу я даже расстроился, потому что роль Иуды мне ближе, как в вокальном, музыкальном, так и в эмоциональном плане, она гораздо интересней и выигрышней может быть для артиста в целом! В творческом плане здесь просто поле не паханное. Я чувствовал в себе огромный потенциал к этой работе! Ну и то, что я достаточно эмоциональный и темпераментный человек, наверно. Поэтому, вначале я как-то не очень воодушевился предложением Валерия Степановича, но потом подумал, что исполнять такую роль серьезную - самого Иисуса Христа, главную партию в спектакле – это правда ведь очень круто! Невероятно ответственно и интересно для любого артиста! Взвесив все, я, естественно, согласился, о чем, конечно, не жалею до сих пор. Мне хватило пары репетиций, чтобы влюбиться в эту роль и понять, что она мне действительно подходит. С вводом в спектакль мне очень помогал Валерий Степанович, он много мне рассказывал о роли, советовал почитать нужную литературу, объяснял, что и как - водил буквально за руку по всем кабинетам театра, знакомил с удивительными артистами. И я невероятно благодарен ему за такое внимание! Я еще раз повторюсь - мне было 18 лет тогда, и я был самым молодым артистом в театре Моссовета! Здесь, в первую очередь, нужно сказать огромное спасибо нашему художественному руководителю - Павлу Осиповичу Хомскому, который посчитал, что я очень подхожу на эту роль, что у меня все получится, за то, что он в меня поверил! Вы знаете, кому посчастливилось работать с ним, тот очень хорошо знает, как Хомский любил творческие эксперименты, как он доверял своим артистам и как артисты уважали в нем это качество экспериментатора и ценили его! Так вот, одним из таких творческих экспериментов и был мой ввод в столь раннем возрасте на роль Иисуса Христа в спектакле "Иисус Христос - суперзвезда". И, надо сказать, этот ввод был очень скорым и даже экстремальным! У меня было всего несколько практических репетиций, в основном я репетировал дома и ходил смотреть и изучать все спектакли "Иисуса" с Валерием Сторожиком. Во время подготовки ко мне подходило огромное количество больших артистов, которые давали различные профессиональные и ценные советы, рекомендации по роли, и я должен был все это запомнить, разложить по полочкам. А помимо этого мне нужно было не забыть все самое основное – мизансцены, текст, когда и где переодеваться, как встать в нужном свете – в общем, куча всяких технических нюансов, от которых порой зависит мое физическое здоровье – встал не туда, например, и получил копьем в нос. У меня такая была каша в голове, вы представить себе не можете. (смеётся) Сейчас уже можно много говорить – так, мол, было и так... Но ведь могло то и не быть! Вот ведь в чем дело! Могло то и не получиться! Но я считаю, что настоящий и хороший артист, выходящий на профессиональную сцену, независимо от возраста – юн он или солиден, просто не имеет право на ошибку, потому как в зале – зритель, который купил билет в театр или на концерт, пришел за искусством, а задача любого артиста в таком случае сделать все возможное, чтобы превратить свое творчество в искусство. Независимо от жанра или стиля, оно должно заходить прямо в душу, проникая прямо в сердце! Ведь зрителя не обманешь, он всегда чувствует, где фальшь! Вот я и стараюсь всегда следовать этому принципу, как могу. И, может быть, поэтому за все 15 лет почти, что исполняю роль Иисуса, я ни разу не пришел на спектакль не подготовленным или, Боже упаси, не распетым, например! Для меня каждый спектакль - это серьезный артистический экзамен, в котором я никогда не устаю искать что-то новое, что-то новое понимать, познавать, воплощать и погружаться в самую глубину Великой Библейской истории! Может быть, я чересчур серьезно подхожу к своей работе, и пусть кто-то скажет, что я с юношеским максимализмом, но что в этом плохого? Я просто требователен к себе. Как иначе? Мне очень хочется верить в то, что я не подвел Павла Осиповича Хомского и оправдал его ожидания, войдя в такой серьезный спектакль в столь юном возрасте. На мой взгляд, все достаточно успешно сложилось, и хочу обратить внимание на то, как важно желание развиваться в театре, как актеру, в первую очередь! Ведь за эти годы, в спектакль "Иисус Христос - суперзвезда" приходило пробоваться на разные роли немало талантливых молодых ребят, которые не просто репетировали свои партии, но и даже вводились в спектакль в итоге. Но лишь немногим удалось удержаться в нем и обжиться, так сказать. Я думаю, что здесь все дело как раз в желании идти вперед и не останавливаться! В том, чтобы не опьяняться первым обманчивым результатом и даже успехом – "Вот, наконец это случилось, все! Ура! Я в теме! Я в сюжете! Я там..." Первичное чувство победы тебя накрывает, но часто бывает такое, что через пяток спектаклей перестаешь искать что-то новое, интересное и глубокое. А ведь там столько всего затаенного притаилось, поверьте мне! Стоит только захотеть! РГ "МиЛ": Каковы основные этапы творческого становления группы "Республика"? Михаил Панфёров: О, это достаточно познавательная история по поводу творческого становления группы "Республик". Быть может, когда-нибудь напишу об этом книгу! (смеётся) Если коротко, то этапов было немало, прошли через многое, а путь к успеху был тернист и не прост! А если подробнее, то начну "от печки"! Спустя примерно полтора года работы в театре Моссовета, будучи студентом 3-го курса эстрадно-джазового училища, я получил приглашение от известного в музыкальной тусовке продюсера суперпопулярной в то время поп-группы "Дайкири" и в прошлом не менее популярной детской группы "Класс" Андрея Пряжникова прийти на прослушивание в новый, амбициозный музыкальный проект, который должен был называться просто и со вкусом – группа "РЕСПУБЛИКА". В его состав планировалось набрать пять перспективных и талантливых артистов – три парня и две девушки. Все они должны были кардинально отличаться друг от друга, как стилистически, так и жанрово, и еще умудряться быть единым целым, что самое главное! (...а это качество пришло к нам очень не сразу! В общем, идея проекта призывала совмещать несовместимое! (смеётся) И вы знаете, что самое удивительное, нам, Слава Богу, это действительно удается! Сформировался такой коллектив, который умудрился стать настолько сплоченным за все эти годы и желанным на любой концерт, начиная от праздничного корпоратива до больших правительственных мероприятий и сольного концерта на главной сцене нашей страны – в Кремле. Сейчас, вспоминая все эти интересные годы, просто диву даешься! Понимаешь, что все не просто так! Что, наверное, это судьба! Проект сформировался в 2004 году, и, как я уже говорил, в нем приняли участие изначально пять человек: Полина Цветкова – экс-участница группы "Дайкири", Галина Баласиева – экс-участница группы "Гимназия", Михаил Моисеенко – студент института культуры, Сергей Лашманов – победитель конкурса "Романсиада", и ваш покорный слуга – Михаил Панфёров. Коллектив достаточно быстро начал выступать с концертами. Уже спустя 2 недели после знакомства и образования группы мы дали первый концерт в ночном клубе "Сова". Первый гонорар мой за выступление составлял 50 долларов. Так мы и выступали около года и наращивали концертный репертуар. В 2005 году группа "Республика" приняла участие в 1-ом Всероссийском конкурсе молодых исполнителей "5 звёзд" в городе Сочи. Конкурс транслировался на Первом канале в прямом эфире! Я помню, за нас голосовало огромное количество людей! Мы стали лауреатами конкурса и удостоились приза прессы. Но самой высшей наградой для нас стало то, что при народном голосовании реальных людей со всей нашей необъятной Родины, кто смотрел конкурс и болел, практически все поставили нам очень высокие балы! А когда мы узнали, что все продюсеры, которые были в жюри, единогласно за нас проголосовали, то мы просто были на седьмом небе от счастья! Ведь что может быть лучше и дороже для молодого артиста, чем когда мнение народа полностью совпадает с мнением главных музыкальных продюсеров нашей страны?! И несмотря на то, что Гран-При мы не получили, главной высокой оценки нашего скромного творчества мы-таки ж удостоились! Ведь любовь народа и уважение со стороны медиа просто так не завоюешь! А над всем остальным нужно много работать! Считаем, что во многом благодаря "ПЯТИ ЗВЁЗДАМ" начался наш большой творческий путь. После этого конкурса все буквально закружилось, появились большие концерты, съемки. Мы чуть больше, чем за год, сняли 4 клипа на песни прекрасного композитора, нашего продюсера Андрея Пряжникова. Первый клип был на песню "Мелодия дождя"! Ролик около двух месяцев крутили по МТV и МУЗ ТВ, чуть позже сняли следующий клип на песню "Счастье". Эта песня вообще очень пошла в народ, достаточно серьезно стояла в ротации всех российских музыкальных каналов и стала достаточно популярной. После нее, вдогонку, сняли еще один музыкальный ролик на песню "Тары-Бары", потом снова клип, на песню "Холода". А это вообще потрясающая и успешная работа, я считаю. Было очень необычно для нас наблюдать, как люди скачивают рингтоны на нашу песню! Таким вот образом, постепенно, группа "Республика" стала узнаваемым коллективом. Нас стали узнавать на улице, началась активная концертная и гастрольная деятельность. Мы даже выступали на открытии и разогреве конкурса "Евровидение", который проходил у нас в Москве в 2009 году! Мы тогда почти всю неделю, и каждый день сотрясали спорткомплекс Олимпийский, по получасовому сольному блоку перед началом конкурса! Эх, где мы только не выступали! Принимали и принимаем большое участие в правительственных концертах, ну и, естественно, как и все артисты, очень много выступаем на корпоративах, свадьбах и различных праздниках! А как без этого? (смеётся) РГ "МиЛ": Как известно, группа "Республика" находится в тесном творческом сотрудничестве с легендой советской эстрады Иосифом Кобзоном. Что послужило началом этого сотрудничества? Михаил Панфёров: Да, это очень интересная история! В 2009 году судьба свела нас с гениальным, по-настоящему Великим артистом, человеком с Большой буквы - Народным артистом Советского Союза Иосифом Кобзоном. Почему мы к нему обратились? Мы всегда исполняли не только поп-музыку, наш репертуар всегда был очень многогранен: это всем известные мировые хиты, дискотека 80-90-х, песни разных народов мира – азербайджанские, армянские, еврейские, испанские, итальянские, немецкие песни... В общей сложности, мы подсчитали, что поем на 11 языках! Также, мюзиклы, если хотите, и, конечно же, всеми любимая Советская эстрада – тот незабвенный пласт нашей по-настоящему музыкальной культуры, те незабываемые шлягеры, под которые отрывались на дискотеке еще наши родители, песни, на которых выросло не одно поколение слушателей, включая наших бабушек и дедушек и даже прабабушек и прадедушек! Исполняя на концертах такие песни, уважительно интерпретируя их по-своему, делая новые современные аранжировки, мы однажды поймали себя на мысли, что как-то неожиданно для себя мы стали очень востребованы в этом жанре. Публика всегда приходит в восторг. И Андрей Пряжников, наш продюсер, посоветовавшись с нами, решил, что группе "Республика" нужно записать дуэт с кем-то из мега звезд - икон советской эстрады! Тут нам никто не приходил в голову, кроме как - легендарный Иосиф Кобзон! И вот однажды Андрей записался на приём к самому Кобзону, который организовал нам наш уважаемый друг, президент компании "Белая дача" - Виктор Александрович Семенов, и который большой друг самого Иосифа Давыдовича. Встретившись с маэстро, наш продюсер показал ему видео-демо "Республики" с различных концертов. Посмотрев его, Кобзон спросил тогда: "Что вы хотите?" И наш Андрей, ответил ему в надежде на то, что маэстро положительно отнесется к его предложению, записать дуэт на одну, максимум две песни, ведь на большее мы и не рассчитывали: "Иосиф Давыдович, спойте с нами!" На что Иосиф Кобзон: "Почему одну песню? Давайте уж сразу альбом запишем!". Это было для нас потрясением, конечно! Мы пришли в полный шок, от такого расположения к нам самого Кобзона! И буквально на следующий день мы начали работать над первой совместной песней нашего будущего альбома. Она называлась - "Платье"! Написанная в конце 80-хх известным композитором Александром Морозовым на стихи поэта Николая Зиновьева песня была очень популярной в свое время и любима многими. Вот мы и решили интерпретировать эту замечательную песню совершенно по-новому, придать ей современное звучание и подарить ей новую жизнь. Как только мы ее записали, сразу принялись за работу над следующими песнями, которые всегда были близки и любимы сердцу русского народа! Важно было при этом найти не слишком "заезженные", те, что немного позабылись. Вот, например, "В парке Чаир", "Дядя Ваня", "Любушка", "Где ж ты, мой сад", "Вася Крючкин". Эти и другие замечательные советские шлягеры вошли в наш первый совместный альбом группы "РЕСПУБЛИКА" и ИОСИФА КОБЗОНА, который назывался - "ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ПЕСНИ". После записи пластинки мы сняли первый совместный клип, естественно на песню - "Платье"! (смеётся) Который, кстати, очень понравился редакторам телеканала МУЗ-ТВ! Несмотря на определенный музыкальный формат телеканала, песню с удовольствием взяли в ротацию! И какое-то время нашу первую совместную работу можно было увидеть на молодежном МУЗ-ТВ! Это было очень круто! И, как вы понимаете, мы не ошиблись с выбором песни! Она стала популярна вновь, мы с радостью включили ее в наш концертный плей-лист. А совсем недавно, когда мы выступали на юбилее потрясающей и Великой женщины - Валентины Владимировны Терешковой, именинница несколько раз попросила нас исполнить для нее именно эту песню - "Нечего надеть"! (смеётся) Я поясню, почему! Дело в том, что в песне "Платье" есть такие слова: "Нечего надеть, что ни говори – не нравятся платья!.." Признаюсь, мы даже, перед тем, как исполнить эту композицию, всегда объявляем ее так: "Любимая песня всех женщин – "Нечего надеть!"". И в зале всегда раздается смех! Нам очень приятна такая реакция! (смеётся) Наш творческий союз стремительно развивался, и буквально через полгода после записи альбома, было обоюдно принято решение дать совместный концерт. Так, в 2010 году в Государственном театре Эстрады, мы впервые представили широкому зрителю нашу концертную программу, которая так и называлась – "ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ПЕСНИ". Режиссером концерта стал наш друг, талантливейший и всем известный режиссер-хореограф - Егор Дружинин, а его ассистентом был суперкреативный хореограф и тоже очень талантливый человек - Гарик Рудник. Обоим им, конечно, нужно сказать огромное спасибо за их профессионализм, талант и креатив! Благодаря им, мы в кратчайшие сроки поставили очень большую и технически сложную концертную программу, в которой артисты группы "РЕСПУБЛИКА" должны были не только петь вживую, и при этом чисто, но еще и зажигательно танцевать, исполнять четко поставленные театрализованные номера и задачи, жонглировать лимонами, на минуточку. А в эпицентре всего стоял Народный артист СССР - ИОСИФ КОБЗОН, который в этот вечер 22 апреля 2010 года предстал перед зрителем как всегда в отличной вокальной и внешней форме - при бабочке, в импозантном костюме с отливом. Сам ТОМ ДЖОНС ему бы просто позавидовал! (смеётся) Да простите меня за нескромность, но, объездив с концертами почти всю нашу страну и почти все Республики бывшего Советского Союза, побывав за рубежом, могу сказать, что публика всегда благодарила нас за эту программу и что успех был - грандиозный! Телеверсия концерта "ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ПЕСНИ" несколько раз транслировалась по телеканалу "Мир". Многие, увидевшие ее, часто спрашивали: "А когда у вас еще будет совместный концерт с Иосифом Кобзоном? И будет ли вообще? Нам так понравилось! Мы бы очень хотели сходить и посмотреть его вживую." И, надо сказать, мы не остановились на достигнутом. Записав еще добрый десяток совместных шлягеров, а также потрясающее попурри из песен легендарного Леонида Осиповича Утесова, мы решили сделать еще одну концертную программу под названием "ЛУЧШЕЕ" и показать ее снова в театре Эстрады ровно через год – 21 апреля 2011 года, а потом прокатиться по гастролям в городах России и не только. Стали много участвовать в различных телепередачах и концертах-съемках, таких как: "Песня Года", "Старые и Новые песни о Главном", "Достояние Республики", "Субботний вечер", "Смеяться разрешается", "Эх,Разгуляй", "Золотой Граммофон", дважды становились лауреатами премии "Шансон Года" и многих других. А вот в мае 2013 года, у нас была ложка дегтя! Куда же без нее? В нашем славном коллективе произошли небольшие изменения. От нас по собственному желанию в сольное плавание, так сказать, решил уйти Михаил Моисеенко, и, признаюсь, нам пришлось немало репетировать, чтобы переделать весь наш концертный репертуар. Мы очень переживали конечно, что и как будет дальше, ведь коллектив стал очень сплоченным за многие годы. Когда кто-то покидает группу, ощущение совсем не из приятных. Первое время, когда мы выходили на сцену, чувствовали, что у живого организма под названием "Республика" не хватает руки! Или ноги! Как кому больше нравится! Мы боялись очень, что перемены в составе могут негативно отразиться на концертном графике и востребованности коллектива в целом. Но, к счастью, этого не произошло, и мы достаточно быстро освоились и привыкли к такой модернизации. Мы смогли пережить Мишин уход, несмотря на то, что группа потеряла хорошего тенора. Нас очень часто спрашивают: "Каково это - стоять на одной сцене с легендой Советской и Российской эстрады Иосифом Кобзоном и исполнять вместе с ним музыку, на которой выросло несколько поколений? И как вы думаете, почему Маэстро так проникся к вам?" Я отвечу вам – конечно, это очень волнительно выходить на сцену вместе с Иосифом Давыдовичем и петь вместе с ним! Ведь каждый раз, когда это происходит, мы испытываем колоссальную ответственность как перед ним самим - нашим Учителем, так и перед всеми зрителями, для которых музыка, которую мы исполняем, – это их молодость, дух того времени, в котором они жили, это кусочек их души и сердца, целая жизнь, можно сказать! Ведь в этой музыке заложены все те человеческие ценности, которых, подчас, так не хватает современному обществу! И мы изо всех сил стремимся соответствовать как высочайшему исполнительскому мастерству Народного артиста СССР, так и внутренней высокой эстетической культуре Советского зрителя, который совершенно точно знает, почем фунт изюма! Его никогда не обманешь и не проведешь. Он всегда чувствует фальшь! Почему Кобзон нас так полюбил и проникся к нам? Я отвечу: наверно, отчасти потому, что мы исполняем правильный репертуар! Антологию советской песни! Мы подходим к материалу с глубочайшим уважением и трепетом, бережно и осторожно интерпретируя каждую песню и вкладывая в нее всю свою душу! Мы считаем, что нам очень повезло, что именно нам выдалась такая удача и огромная честь петь вместе с маэстро Иосифом Кобзоном! Как известно, очень многие артисты записывали различные дуэты с Иосифом Давыдовичем, но так надолго создать творческий тандем удалось лишь нам. И спасибо, Господи, за это прекрасное знакомство! Удача нам улыбнулась здесь! Мы очень гордимся нашей дружбой, очень ее ценим и дорожим ею! В процессе нашего сотрудничества и дружбы Иосиф Давыдович познакомил нас со многими выдающимися, интересными и без сомнения Великими людьми: это первая в мире женщина, полетевшая в космос, удивительная Валентина Владимировна Терешкова; бесстрашный совершенно человек, первым вышедший в открытый космос - Алексей Архипович Леонов, чудный и любимый всеми композитор Александра Николаевна Пахмутова и ее супруг потрясающий поэт Николай Николаевич Добронравов, композитор Оскар Борисович Фельцман и многие другие необыкновенные люди. Особое знакомство, которое состоялось снова благодаря нашему любимому "Папе" (смеётся), (так мы ласково называем Иосифа Давыдовича) - это знакомство с гениальным, невероятно добрым и светлым человеком, Великим поэтом - Андреем Дмитриевичем Дементьевым. На стихи маэстро мы с Иосифом Кобзоном записали альбом "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЮБВИ". В него вошли такие хиты, как: "Давай попробуем вернуть", "Лебединая верность", "Яблоки на снегу", "Я тебя рисую" и другие. В этой удивительной пластинке настолько все сошлось и нашлось, что мы, как только ее записали, сразу поняли, что нам просто необходимо представить ее широкой аудитории, и не где бы то ни было, а на главной сцене нашей страны – в Кремле! Это получилось, и наш совместный большой концерт группы "РЕСПУБЛИКА", ИОСИФА КОБЗОНА И АНДРЕЯ ДЕМЕНТЬЕВА под названием "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЮБВИ" состоялся 12 марта 2015 года. В сопровождении Российского Государственного Симфонического Оркестра Кинематографии под управлением дирижера Народного Артиста РФ – Сергея Скрипки наш первый почти сольный концерт, в котором ведущей стала очаровательная Яна Чурикова, прошел при полном аншлаге и сопровождался бурными продолжительными аплодисментами (смеётся), чему мы очень рады. Вскоре с нашей новой концертной программой мы вновь поехали по городам и весям. Но! Буквально через полгода нас ждала еще одна серьезная встряска (смеётся) – и это был Юбилейный сольный концерт группы "РЕСПУБЛИКА" в Кремлевском Дворце! А это уже совсем не шутки! Мы начали потихоньку репетировать и пока еще не знали, с какими именно организационными сложностями придется столкнуться нашему продюсеру, который практически в одиночку реализовывал эту очень нелегкую идею – сделать сольник в Кремле! Ох, как это все не просто, ребята, организовать такое масштабное мероприятие! Но, как говорится – назвался груздем, полезай в кузов! И наш продюсер – Андрей Пряжников, сам лично договаривался со всеми, кто был причастен к организации шоу на Кремлевской сцене. Чтобы все состоялось, нам нужна была серьезная наружная реклама, декорации, свет, звук, симфонический оркестр, ведущий концерта, которому нужно было еще написать сценарий, режиссер-постановщик, осветители, звукорежиссеры и т.д., и самое главное, такое удовольствие стоит немалых денег! И надо сказать огромное спасибо и отдать должное Андрею Артуровичу Пряжникову, нашему продюсеру, который все это представление удачно реализовал и поставил на ноги! Как говорят: Пацан сказал - пацан сделал! Но, не будем об этом, пусть это останется за кулисами! (смеётся) Юбилейный концерт стал для нас настоящим экзаменом, испытанием всех наших талантов, умений и профессионализма! Планка была взята настолько высокая, что, анализируя сейчас, как это было, невозможно поверить просто! Но это случилось и это было! Мы действительно испытали это огромное счастье при полном аншлаге, почти в 6000 человек отпраздновать наше десятилетие на самой ответственной и престижной сцене нашей страны – в Государственном Кремлевском Дворце! В этот вечер мы исполняли все самые наши лучшие и любимые всеми песни. Люди смогли услышать русскоязычную версию сложнейших песен: "LAY ALL YOUR LOVE ON ME" из репертуара группы ABBA и "OFFBEAT OF AVENUES" из репертуара группы MANHATTAN TRANSFER. Также прозвучало потрясающее попурри из легендарной рок-оперы "JESUS CHRIST SUPERSTAR", в котором я исполнил главную арию Христа "Я ОБ ОДНОМ МОЛЮ". Большое спасибо режиссеру концерта – Гарику Руднику. Потрясающая современная сценография, многочисленные экраны разных форм, "парящий в облаках" оркестр. Наш концерт был целиком и полностью сыгран абсолютно вживую Государственным Симфоническим Оркестром Кинематографии под управлением Народного артиста России, нашего дорогого Сергея Скрипки! Оркестр насчитывает порядка 70 музыкантов! Вы представляете, какая это огромная работа? Был задействован танцевальный балет, который также насчитывал около 20 человек. И все эти люди находились на сцене около 3 часов! В этот важный для нас день пришли поздравить нас очень известные и большие артисты, с которыми мы исполняли различные дуэты: Иосиф Кобзон, Андрей Дементьев, Михаил Шуфутинский, Валерий Курас, Денис Майданов и легендарная группа OTTAWAN. Было потрясающее оформление сцены по самому последнему слову техники. Это было настоящее шоу с хорошим вкусом и большим размахом, которое транслировалось по телеканалу "ШАНСОН ТВ" и несколько раз повторялось в эфире! И меня, как "Республиканца", не может не переполнять определенная гордость за наш сольный юбилейный концерт в Кремле! Я хочу заметить, что помимо всего удивительного, что происходило на сцене в тот день 31 октября 2015 года, самым главным сюрпризом для нас стало открытие Кремлевского занавеса, за которым мы увидели такую картину, которая поражало воображение! Именно ее, мечтает увидеть каждый профессиональный артист - от мала – до велика! Переполненный людьми зал, аншлаг, насчитывающий около 6000 зрителей, которые пришли на тебя, купили билеты, чтобы насладиться твоим творчеством! А ведь это дорогого стоит, согласитесь? Такое невозможно забыть, невозможно стереть или вычеркнуть! И я благодарю судьбу, а также нашего продюсера Андрея Пряжникова за эти счастливые, удивительно-счастливые мгновения! И вообще, все только начинается! РГ "МиЛ": Какие критерии "формата" существовали в отечественной медиаиндустрии в разные годы, и с чем это связано? Михаил Панфёров: Я считаю, если музыка, которую пишут авторы, находит ключик к сердцу слушателя, то совсем не важно, в каком стиле она написана, жанре или даже формате, как сейчас принято говорить – вот ЭТО самое главное! Ведь шоу-бизнес – это зеркало нации! Отражение той действительности, той правды жизни, в которой мы живем, и ментальности народа, включая его культурно-эстетическое воспитание. Мы – русские, люди своеобразные, скажем так. Очень эмоциональные и в то же время душевные. Мы относительно недавно живем в современной России и за это время мы получили целое поколение очень современных, креативных и продвинутых во многих смыслах людей. И у нас при этом за плечами огромная история Советского Союза - сильнейшей страны с Великой литературой, музыкой, балетом, спортом, если хотите! Наши бабушки и дедушки были очень воспитанными и послушными людьми, по большому счету. С очень правильными взглядами и ориентирами! И я думаю, что во многом благодаря такому вот культурно-эстетическому пласту и сформировалась Советская эстрада. Это был жанр удивительного и высокопрофессионального искусства, который состоял из многочисленных и совершенно гениальных композиторов, поэтов, музыкантов, певцов и артистов. Все эти талантливые люди сделали все возможное, чтобы наполнить этот жанр всеми человеческими ценностями, чувствами и эмоциями, которые нам так необходимы в сегодняшнем мире. И надо отдать должное, что у них это получилось, причем на века! Это великая музыка и великая поэзия! Обратите внимание на то, что слова, которые пелись в песнях, назывались раньше - стихами, а теперь – просто слова. Тогда говорили: "автор стихов к песне - такой-то", а сейчас говорят: "слова - такого-то". Советскую песню от современной всегда отличали стихи, красивая интересная мелодия, определенная музыкальная эстетика. Но Времена меняются и это нормально, меняются вкусы, тенденции, появляются новые жанры, огромное количество различных музыкальных стилей. И все это прекрасно! Это – жизнь, движение, так и должно быть! Когда в 90-х нагрянули кардинальные перемены в нашей стране - поднялся железный занавес, люди вдруг поняли, что им стало скучно, им захотелось одного, другого, пятого и десятого - и это тоже все в порядке вещей! Эти перемены, к сожалению или к счастью - не могу сказать, не могли не отразиться на музыкальной культуре. И уже тогда музыка стала меняться, в ней отражалась социальная проблематика общества, что, в свою очередь, породило огромное количество артистов, пришедших на сцену благодаря людям, которые хотели хорошо заработать на «ветре перемен». И им это прекрасно удавалось, надо сказать! В дальнейшем, таких людей будут называть простым известным американским словом – продюсер! Таким образом, эстрадный век артистов сменился на эпоху продюсеров и шоу-бизнеса! Очень многое кардинально поменялось – музыка стала, как я уже говорил, отражением той правды жизни и действительности, в которой начал жить русский народ в начале 90-х. Ему необходимы были такие музыкальные группы как "Кино" и "Ласковый Май", а новоиспеченные продюсеры делали все возможное, чтобы явить народу новых героев. Таким образом появился новый музыкальный формат отечественной поп и рок-музыки. Пока наш народ привыкал к новой жизни, ему "навстречу" приходили новые артисты, формировался так называемый шоу-бизнес 90-х и 00-х. Музыка стала более легкой, понятной и близкой каждому русскому и очень часто низкокачественной! Вследствие этого появились серьезные издержки – на профессиональную сцену стали выходить дилетанты и посторонние для нее люди, которые по желанию широкой публики становились их музыкальными кумирами. Советская эстрада, для многих, к сожалению, осталась в прошлом. Но спустя какое-то время мы все чаще и чаще слышим от самих себя критику в адрес современной отечественной музыки – мол, вот, развалили эстраду! А теперь смотреть невозможно! Как надоели эти "поющие трусы"! Вот теперь и хочется спросить, кто её развалил? И развалил ли вообще? Конечно, мне, человеку поющему, с профессиональным музыкальным образованием Эстрадно-Джазового училища им.Гнесиных и Института Современного Искусства, выпускнику лучших в нашей стране педагогов по вокалу – В.Х.Хачатурова и Н.З.Андриановой, наблюдать такое, по меньшей мере, обидно, а в особых случаях даже неприятно, да простите меня за мою нескромность и излишний пафос! Но, хочу сказать, что на сегодняшний день, и за последние лет 6 примерно, мы можем видеть невероятные положительные изменения в нашей отечественной поп-музыке! Появилось немалое количество молодых талантливых креативных исполнителей, авторов и аранжировщиков, мы стали писать и выпускать очень качественную, профессиональную и интересную музыку, способную, на мой взгляд, даже конкурировать с западной. Полюбившийся многим Проект "Голос" на Первом канале, опять же! Различные телешоу! И вот уже меня вновь стала переполнять гордость за нашу музыку и за нашу страну в целом! Кстати, я думаю, что качество отечественного музыкального продукта развивалось параллельно с качеством уровня жизни и целеустремленности нашего народа. РГ "МиЛ": Какой "формат" диктует современный музыкальный рынок? Михаил Панфёров: На сегодняшний день наш музыкальный цех делится на две категории: ультрасовременных артистов и более или менее консервативных. Есть такая молодежная тема, которая пошла в народ, и это является отражением нашей действительности, нашей современности, и всего того, что нас сегодня окружает. Это все здорово! Вторая категория – это ребята, которые еще, скажем так, занимаются эстрадой, но делают это современным способом: придумывают различные аранжировки, экспериментируют с вокалом. Но и те, и другие вынуждены подстраиваться под определенный музыкальный формат, который диктует нам медиа индустрия. В каких-то случаях мы можем столкнуться с откровенной вкусовщиной, и это очень печально. Когда, например, сидит человек на радио, от которого зависит, возьмут ли песню в ротацию, и из-за его вкусовых предпочтений песню на радио не берут. Таким образом, мы теряем огромное количество прекрасных исполнителей. Группе "Республика", например, уже больше 10 лет, но мы всегда находимся в поисках какого-то своего "я". Мы – смешанный коллектив, у нас есть и мальчики, и девочки, и в этом заключается как сложность, так и достоинство нашей группы. Сложность состоит в том, что очень непросто найти такую золотую середину в музыкальном звучании, чтобы это было современно и радийно, и в том числе, чтобы можно было применить голоса. Мы вынуждены прятать свои голоса. И не потому, что мы не умеем петь или у нас песни не те, а потому что радийный формат имеет определенные законы, и любой артист должен это иметь в виду. РГ "МиЛ": Какой музыкальный проект, по Вашему мнению, позволяет действительно талантливым вокалистам раскрыть свой творческий потенциал? Михаил Панфёров: Действительно потрясающий Проект "Голос", который уже 5 лет бомбит эфиры и рейтинги на Первом канале, очень нужный и долгожданный, его ждали не только молодые исполнители, но и наша российская публика, заметно подуставшая от музыкального ширпотреба. А тут народу показали, что есть еще и голоса у нас, и ничуть не хуже, чем там, на западе. У меня огромное количество друзей принимало участие в проекте "Голос", и, признаюсь, я сам ходил туда на кастинг, но, скажем так, сделал не все, что от меня зависит. Я пришел с некоторой неуверенностью, так как не представлял, как этот проект по времени можно совмещать с проектом "Республика". Знаю артистов, которые говорят: "Ой, кастинги! Ой, чего я там забыл?" Лично мне такой скептический настрой вообще непонятен, потому что, во-первых, тебя увидит и узнает вся страна. Я вот сейчас попозже скажу, что тебя забудут, но то, что тебя узнают – это факт. Это совершенно уникальная возможность, шанс приобрести новые знакомства, новых друзей, найти композиторов, а, самое главное, свою публику и продюсера. Без продюсера, каким бы ты ни был талантливым артистом, строить музыкальную карьеру практически невозможно. Сейчас такая эпоха – продюсеров. В советское время в музыке была эпоха артистов. Артисты, спортсмены, космонавты – они были небожители. Еще один важный момент: рано или поздно каждый певец сталкивается с одной и той же проблемой – где найти песню. Тот хит, который бы пела вся страна. Например, песни "Рюмка водки на столе" или "Между нами тает лёд" – это на сегодняшний день мега-хиты, это реально музыкальные шедевры. Кто-то может меня сейчас осудить, но я уверен, что каждый артист мечтает о таком успехе. Так вот над производством таких хитов и работают все наши артисты. РГ "МиЛ": Насколько важен этап подготовки и выпуска альбома для поддержания популярности того или иного артиста в современных условиях музыкального рынка? Михаил Панфёров: На самом деле, такое понятие, как альбом, немного устарело. Если раньше, например, артисты зарабатывали с записей пластинок и альбомов, то сейчас все зарабатывают концертной деятельностью. Это и в России, и на Западе так. Потому что сейчас у слушателей есть интернет, и существует огромное количество способов скачать музыку. Продажа альбомов, конечно, приносит исполнителю какой-то доход, но совсем не такой, как раньше. РГ "МиЛ": Присутствует ли элемент везения в формировании популярности артиста? Михаил Панфёров: Конечно, элемент везения всегда присутствует. От этого и пошла фраза "как звезды встанут". Безусловно, везение и удача должны присутствовать, но – опять же– если ты не стоишь на месте, если ты мечтаешь, творишь и много работаешь, если ты находишься в постоянном движении, то удача рано или поздно тебе улыбнется. И если судьба тебе дает шанс стать популярным, то ты этот шанс просто обязан использовать! Ты должен укреплять свои позиции и, благодаря своему музыкальному материалу, становиться еще круче! Вообще я фаталист по жизни, я верю в судьбу и верю в то, что там сверху уже написана какая-то история. Я вот верю в это. А наша задача – просто услышать и увидеть те знаки, которые нам дают свыше. РГ "МиЛ": Вы бы хотели выходить на сцену драматического театра чаще, с большим количеством ролей? Михаил Панфёров: Мне бы очень хотелось играть в драматических спектаклях. У меня в жизни два раза была возможность поступить в театральный институт на актерский факультет. И я жалею, что я этого не сделал, что не получил профессионального актерского образования. Конечно, впоследствии я его как бы получил, благодаря курсам, занятиям с друзьями-актерами, благодаря театру Моссовета. Вот когда актёру задают самый такой банальный вопрос: "Вы, наверное, мечтаете Гамлета сыграть?", я не могу сказать, что я об этом мечтаю. Нет у меня такой мечты – сыграть Гамлета! Я очень люблю театр, и мне не важно Гамлета ли ты играешь, либо эпизодическую роль – это все равно интересно. Это творчество, и здесь очень важно серьезно и ответственно подходить к своей работе. Ты должен не только сам получить удовольствие от того, что ты делаешь, но и доставить удовольствие зрителю – вот такая гармония, мне кажется, настоящее счастье! РГ "МиЛ": Как вокалист Вы выступаете сольно? Михаил Панфёров: Я иногда выступаю сольно. В моем репертуаре кавера на мировые хиты. Это песни группы "Bee Gees", Тома Джонса, группы "Европа" и многие другие. Будущей осенью планируется мой сольный концерт, который будет называться "Диско-мюзикл". Это будет концертная программа, состоящая, по большей части, из самых популярных и любимых арий. Я буду исполнять арии из рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда" – арию Иисуса, Иуды и даже арию Ирода! Буду петь арию Гренгуара из мюзикла "Нотр-Дам де Пари", арию Ромео из мюзикла "Ромео и Джульетта", прозвучат и другие хиты. В концерте примут участие несколько моих друзей из проекта "Голос", из театра Моссовета, артисты мюзиклов. Все это будет тесно переплетаться как по смысловому содержанию, так и по музыкальной стилистике с эстрадными песнями – советскими и современными. Переплетаться и перерастать в большую дискотеку. Это будет театрализованный концерт. РГ "МиЛ": Что для артиста важнее – индивидуальность или талант? В чем заключается Ваша индивидуальность как вокалиста? Михаил Панфёров: Я думаю, самое важное в артисте – это харизма. В ней и индивидуальность, и талант, и еще многие необходимые артисту качества и навыки. Данные от природы талант и индивидуальность можно бесконечно развивать при наличии большого желания и работоспособности. Я всю жизнь, с самого детства бесконечно люблю музыку, слушаю разных исполнителей, которые вдохновляют меня и позволяют расти. И я расту (смеётся) - ведь, как поется в одной советской песне, все еще впереди! Редакция газеты "Мир и Личность" в лице главного редактора Елены Чапленко благодарит Михаила Панфёрова за интересную беседу Интервью провела Елена Чапленко, "Мир и Личность" №5(31) от 31.05.2017
Вернуться на страницу ПРЕССА
|