- Вы – актер музыкального театра... - Так получилось, я учился на отделении музыкального театра; в театре я, можно сказать, вырос, моя мама была актрисой, и это является моим профилем. Но это ни о чем не говорит. Практика показывает, что учебное заведение ничего не значит. - Вы больше актер или музыкант? - Кто, я? Я не знаю... В связи с тем, что сейчас я не слишком востребован как актер, меня увлекает музыка. Мне вообще трудно ответить – вы бы Владимиру Высоцкому задали бы вопрос – кто он больше актер или музыкант? Интересно, чтобы он ответил... Ему никто и никогда не задавал таких вопросов. Я себя не отождествляю с Владимиром Высоцким, конечно же, потому что он для меня актер и поэт. Но мне кажется, есть какие-то вещи неразрывные... Моя мама – актриса до мозга костей, она всю жизнь проработала в театре, она говорила: артист – это всеобъемлющее понятие, так в дипломе пишут – «Актер драматического театра и кино» и если он еще был отличником художественного слова, то ему приписывают – Мастер художественного слова. И задать такому актеру вопрос – Вы актер кино или театра, или может быть только мастер художественного слова... - А что написано в Вашем дипломе? - Я сам – актер музыкального театра и мастер художественного слова. Поэтому, когда мне говорят – вы же не драматический артист, я удивляюсь этому вопросу. Интересно, а когда я мастер художественного слова – я не драматический артист? Или когда играю Иуду в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда» – я драматический артист или я – певец? Поэтому артист – это всеобъемлющее понятие. Есть – «наши» и «не наши» – то есть ты смотришь на одного и понимаешь – да, это наш человек, а на другого смотришь – нет. Не наш. Так же есть понятие артист и не артист. И это как с музыкантами. Есть очень известный аранжировщик и композитор, Виктор Савин, он работает в нашем театре (Моссовет), он аранжировал «Иисус Христос – Суперзвезда», работает со многими звездами эстрады, музыкантами, и я тут ему рассказывал про одного музыканта, барабанщика. Как бы я говорю – «Есть один барабанщик, только что-то он не качает (ну, музыканты меня поймут). Вот не качает» А он мне говорит – если барабанщик не качает, значит, это НЕ барабанщик. То же самое можно сказать и об артистах. Если он не играет, если у него отсутствует темперамент, значит, это не артист. Вот таких вот очень много, они потратили кучу времени, отучились в театральном институте, проработали в театре много лет, и все уже очевидно, что никакие они не актеры, но все равно ходят в театр, существуют. - А мысли такой, не быть актером не возникало? - Была. Была такая мысль. Моя мама очень опасалась, она все детство втолковывала мне, что это очень зависимая профессия, это абсолютная лотерея, просто нет своей жизни; если выпадает счастливое число, то дом полная чаша, признание публики, это много интересной работы. Но это один шанс из тысячи. А если не выпадает, то ты вынужден влачить нищенское существование, постоянно ощущать неудовлетворенность профессией. - Говорят, что актерская профессия – это наркотик. И из нее так просто не уйдешь... - Не скажите, те люди, которые ошиблись в выборе, уходят легко. Предлагается альтернатива – денежная, профессиональная, возможность карьерного роста в другой области, и они уходят. Самые несчастные люди – это те, которые актеры по призванию, которые просто не могут существовать иначе. Но они в большинстве своем не востребованы. Таких жалко, и в этом случае ассистенты по актерам должны искать таких людей, должны обеспечивать их высокооплачиваемой квалифицированной работой. Это мое личное мнение. Вот таких людей надо искать, не медиа-лица, а настоящих артистов. У нас ведь их много. Очень много таких людей, просто не снимаются; есть, конечно, и те, которые снимаются. У меня нет кумиров в актерской профессии, я стараюсь не создавать себе кумиров. Но есть люди, актеры, на которых я смотрю и завидую им белой завистью, потому что эти люди обладают высочайшими талантами и умением владеть профессией. И возвращаясь к теме – мама меня всячески ограждала от того, чтобы я шел в эту профессию, она обрисовывала страшные картины, поэтому еще до армии я закончил техническое училище, относившееся к радиоэлектронике. После армии я поступал в МГУ на отделение «Древнерусская живопись», это искусствоведческий факультет. Не прошел. И пошел поступать, как и все мои друзья, в театральный институт. Прошел во МХАТ и в Щуку, а Николаенко, педагог Щукинского училища, мне сказала: «Молодой человек, вы так поете! Через дорогу есть Гнесинское училище...» А что это? – говорю я. А она: «Вам нужно обязательно пойти туда, вы поете очень хорошо.» И она меня туда отправила, и я туда пошел просто так, посмотреть, что там происходит, и поступил. Для меня показ как таковой, не критерий, абсолютно. Но показ и кастинг – это что-то сродни, будь то театр, будь то театральный институт; нужно иметь очень пытливый взгляд, для того чтобы увидеть настоящие жемчужины. Я не о себе говорю. Я не умею себя продавать на кастингах. Да, я могу себя заставить, но это все вранье. Довести себя до определенного состояния, чтобы существовать так, как я существую на сцене, например в спектакле «Иисус Христос – Суперзвезда»; чтобы прийти в это состояние, 5 секунд недостаточно. Ну как я за 5 секунд могу в него прийти? Это знаете ли, эдакая «актерская кухня» и у каждого она своя. Что бы не говорили про систему Станиславского, про какие-то еще школы и прочее, это все вспомогательные элементы, потому что все равно в итоге ты сам для себя придумываешь внутреннюю работу, которая по прошествии определенного времени возникает у актера. - Как вообще складываются Ваши отношения с кино? - Никак. Мне позвонили сегодня, буквально час назад, и предложили сняться в эпизоде в сериале «Кулагин и партнеры». Я сказал, что это очень смешно, а они очень сильно оскорбились. - Сниматься в кинофильмах – сами не хотите или не зовут? - Мне это, в общем, интересно, просто не предлагают сниматься. А если зовут, то, как вот сегодня, предлагают работать за 150 долларов – съемочный день в эпизодических ролях в сериалах. Я не буду сниматься за такие деньги и в таких ролях не за что и ни при каких условиях. Дело в том, что темпераментные настоящие артисты, обладающие каким-то внутренним драйвом, мощным драматизмом – они в основном сейчас в театре, и чтобы найти таких, ассистентам режиссеров нужно ходить в театры. А они в последнее время в театры не ходят, почти. Это, во-первых. На музыкальные спектакли и подавно. Во-вторых, у людей бывает разный склад. Я, конечно, понимаю, что умение себя продавать, какие-то зачатки менеджмента должны быть у любого артиста, у нас время такое – торговое. Вот. Я это делать не умею. Я не представляю себе, как я буду ходить по коридорам Мосфильма, заходить во все съемочные павильоны и говорить: «Нужны ли вам актеры хорошие?», и ассистенты режиссеров будут сквозь зубы со мной разговаривать. А кто будет ходить за меня – таких людей нет. - А вообще, размер гонорара важен для Вас? - Конечно! За квартиру же надо заплатить! - Но Вам же предложили съемочный день за 150 долларов – вот он, взнос за квартиру... - Ну, если бы мне предложили интересную роль за эти деньги, я бы, конечно, согласился. Но когда мне предлагают эпизод в сериале, который может сыграть любой милиционер с улицы, это, по крайней мере, смешно. - 14 лет Вы играете роль Иуды в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда». Как менялся за это время персонаж? - Да, я играю роль Иуды с 1993 года. И, разумеется, он меняется. Я стараюсь, чтобы он каждый раз был другим, иначе я бы бросил играть, мне стало бы неинтересно этим заниматься. Я все время пытаюсь что-то искать, со стороны это, может быть, и не видно, а, может быть, и видно, я не знаю... был очень длительный период, когда я играл как машина, то есть внутренне включаешь себя, и играешь по одному и тому же внутреннему ресурсу. Потом я стал искать, был такой момент, когда я понял, что для меня это становится рутиной, эдакой работой, и я придумал историю, и каждый спектакль я стал искать какие-то новые внутренние рисунки... - То есть каждый спектакль Иуда – разный? - Ну, он не разный! Я пытаюсь искать оправдание поведению своего образа в разных вещах, какие-то такие вещи, но это все равно остается в рамках спектакля, того квадрата, в котором я существую. То есть другими словами я начал играть такие маленькие этюды внутри спектакля и это мне помогает. - Вы чувствуете, что стали звездой? - Я не являюсь звездой. Звездой этого спектакля – может быть. Я вообще не понимаю этого слова. Если бы я много снимался в кино или на телевидении, или записывал много пластинок, может быть, я ей и был бы. Существует шоу-бизнес, в который я в свое время окунался. И когда ты видишь, какая это громадная машина, какие люди, участвующие в ее работе, трудоголики, невозможно их не уважать. Очень многие из них идут на компромисс, жертвуют своими принципами, например, как Игорь Сорин, за что собственно и поплатился... Дело в том, что такого голоса не было и нет больше. Он пошел на такой шаг, как сотрудничество с группой «Иванушки Int» исключительно для того, чтобы иметь возможность выбиться как индивидуальность. Он мне говорил – вот подожди, подожди, сейчас я поработаю, и мы замутим какой-нибудь нормальный проект. Понятие «раскрутка» – это вообще безумие. Ну да Бог с ним. Я это все говорю не потому, что я не раскручен, дай Бог, до этого дойдет и найдется человек, который инвестирует средства в запись альбома. Мы не настолько богатые люди, чтобы носить дешевые вещи. Если сейчас выпускать пластинку, как мне кажется, она должна быть сделана безукоризненно. А для того чтобы она была безукоризненна, она должна писаться на лучшей студии, с лучшими музыкантами. - Мне кажется, Вы очень въедливый, самокопающийся... - Да. Именно, я – въедливый. Но не самокопающийся. Я просто знаю, что надо делать. И не собираюсь никого слушать по этому поводу... - А часто себя критикуете? - Да. Я пою музыку, я записываю музыку, всякую разную, и мне что-то нравится, но это бывает редко. Я открыт к сотрудничеству, но я и сам пишу, поэтому отношусь к своим работам достаточно критично. - А в каком стиле пишете? И традиционный вопрос – какие сольные музыкальные творческие планы? - Сложный вопрос. Назовем музыку, которую я делаю – рок-музыка. А творческие планы простые – я вот уже на протяжении последнего года, может, даже больше, нахожусь в так называемом творческом тупике. Я пишу песни, у меня есть материал для того, чтобы выпустить пластинку, есть материал, чтобы выступать, но существует некоторый замкнутый круг – те музыканты, которые мне нужны – стоят денег, в смысле – их работа, для этого я должен обеспечить хотя бы регулярные выступления. А те музыканты, которые готовы со мной сотрудничать на, так скажем, творческом бесплатном тандеме, те не устраивают меня. Вот в чем основная проблема. Но дело даже и не в этом. Есть такой музыкант, Саша Смирнов, гитарист из Санкт-Петербурга, у него группа «Слоны», он сейчас в Харькове записывается, сейчас он вернется и тут вопрос уже встанет ребром. У него есть свой коллектив, который периодически выступает здесь в Москве, у него клубная группа, мы попробуем объединить наши усилия. Хотя было много всевозможных попыток, мы и с Колей Кельдиевым пробовали (гитарист группы «Моральный Кодекс»), что-то там делать, еще было несколько музыкантов. Понимаете в чем дело – я очень четко понимаю, что надо делать в момент репетиции и момент исполнения, моей музыки или чьей-то другой. Но я очень смутно представляю себе, как это организовать. Нам не хватает человека, который может в этом помочь. Я думаю об этом, но не представляю, в какую сторону мне думать. Это сейчас в Интернете ходит такой видеоанекдот: американцем задают простейшие вопросы – где находится Австралия или кто такой Тони Блэр. И американец говорит – не знаю, это сноубордист! А назовите страну, которая начинается на букву английского алфавита «U». Девушка стоит, долго думает и выдает – Утопия. Ей говорят – а как насчет этой страны? Что этой? Ну, USA? И она начинает смеяться. И там одному мужчине задали вопрос из этой серии, он стоял, размышлял и говорит – я не знаю, но я хотя бы думаю! Вот и по поводу менеджмента – я не знаю, как это сделать, но я хотя бы думаю! Мы, конечно, все равно сделаем пластинку, никуда она от нас не денется. Я не собираюсь стоять на месте, мы будет выступать. Кстати, у меня есть очень интересная мысль, всю мою рок-программу сделать с пианисткой. Все песни, которые у меня накопились, сделать не только в составе рок-группы, а сделать – гитара, вокал и пианино, и больше ничего. Есть такая пианистка – Татьяна Солнышкина, она играла в проектах «Метро», в «Норд-Осте», в «Чикаго» и много, где еще. Она фантастическая пианистка, она пианистка от Бога, которая может играть музыку от Рахманинова до «Рамштайна» совершенно самобытно, бегло и легко. - А вы уверены, будет ли такая музыка продаваться? - Я уверен, интеллектуальной публикой такой проект будет востребован. И к тому же это будет параллельный проект с рок-коллективом. Это будут те же песни, только в ином ключе. Когда мы на концерте играли песню из мюзикла «Игра» – это музыка Битлз, мы играли с ней вдвоем. И вот тогда возникла эта мысль, что это будет необычно. - А что нового в театре?
- Вы знаете, в театре нового тоже пока ничего. Сейчас идут переговоры о том, чтобы ввести меня в спектакль «Ревизор», но пока они не увенчались успехом, видимо, договорились с другим артистом. Шамиров сейчас ставит новый спектакль «Обреченные» по итальянской повести, но мое участие там под вопросом. Это оба спектакля экспериментальные.
Пока я несколько разочарован в театральных работах, вот об этом хотел поговорить. Потому что, к сожалению, актеры сейчас вынуждены следовать каким-то чужим установкам, а в жизни мужчины, да и любого человека, наступает момент, когда он начинает обладать достаточно мощным творческим потенциалом, и зачастую начинает возникать внутренний конфликт – например, конфликт со своими потенциальными работодателями. Если я начинаю работать с режиссером, и я с ним не согласен, я могу себя поломать и попытаться сделать так, как просят, или вселить себе в голову сомнения, что, возможно, я неправ. А когда я знаю точно, что я прав, когда творческий потенциал настолько вырос, когда ты знаешь точно, что нужно вот так, а тебе не дают, возникает внутренний конфликт. И чтобы уже в дальнейшем так не происходило, человек начинает искать творческие воплощения в других местах.
Беседовала Наталья Леплейская Помощь в организации интервью – Лилия Шеломанова Май 2007 года Интервью сайта Кино-Театр.РУ
Вернуться на страницу ИНТЕРВЬЮ
|