"Иисус Христос - суперзвезда". Валерий Ярёменко: "Я шел на спектакль как на Голгофу"
"Иисус Христос - суперзвезда"
Валерий Ярёменко: "Я шел на спектакль как на Голгофу"



Легендарный спектакль "Иисус Христос — суперзвезда" отметил 30-летие


В минувшие выходные театр им. Моссовета достиг значимой для труппы и поклонников даты — 30-летия на сцене спектакля "Иисус Христос — суперзвезда". Эта легендарная бродвейская постановка Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса больше полувека существует на мировой арене. Из них 30 лет в одном из центральных театров Москвы обособленно живет ее русский аналог, сохранивший роковую энергетику оригинала и драматургическую глубину русской театральной школы. В свой значимый юбилей нашумевшую рок-оперу сыграли сразу все "Иисусы", "Иуды" и "Марии Магдалины". С уникального спектакля — корреспондент "МК".

Когда Павел Хомский, режиссёр и художественный руководитель театра им. Моссовета с 1985 по 2016 гг., впервые увидел постановку Ллойда Уэббера и Райса в Нью-Йорке, она уже два года гремела на весь мир. Конечно, кроме Советского Союза, где подобное вольнодумство было под запретом. И только спустя 18 лет некогда ошеломляющее восхищение бродвейским Jesus Christ Superstar обрело драматическое воплощение на сцене Академического театра им.Моссовета. Все 30 лет "Иисус Христос — суперзвезда" собирает полный зал зрителей.

В 2020-м среди собравшихся — не только преданные поклонники мюзикла, но и та самая "молодая кровь", для которой, по сути, этот проект создавался. Одних привели родители, другие смотрели американский оригинал в исполнении гениального вокалиста Deep Purple Иэна Гиллана, третьи просто повелись на название. «Сейчас молодежь не очень религиозна, — рассказывает мне молодой человек лет 16. — И если честно, я никогда о нем не слышал. Но сочетание Библии, рока и слова "суперзвезда" в одной вещи меня зацепило».

За сотни спектаклей на сцену выходило 13 "Иисусов из Назарета", 6 "Иуд Искариотов", 8 "Марий Магдалин", 5 "Понтиев Пилатов" и десятки других исполнителей. А сегодня большая часть из них вышла на сцену, не заменяя партнера по роли, а дополняя его. Так. Огненно-рыжая Мария Магдалина в исполнении Екатерины Гусевой возвращалась из-за кулис платиновой блондинкой Ириной Климовой, а Иисус немного менялся в росте и комплекции — его играло сразу 3 артиста: Валерий Анохин, Евгений Вальц, Михаил Панфёров. Но это был абсолютно цельный и слаженный организм, балансирующий между сильным роковым звучанием и пронизывающей драматургией.

После спектакля мы поговорили с одним из ключевых исполнителей роли Иуды — Валерием Ярёменко.

— Вы помните свой первый спектакль "Иисус Христос — суперзвезда"?

— Это было как раз 30 лет назад. Честно сказать, я шел на спектакль как на Голгофу. У меня не было той уверенности в себе, которая сегодня стала неотъемлемой частью моего Иуды. Я был молодым актером, на которого свалился такой объем поставленных задач, что иногда мне становилось страшно от мысли: это не сон! С одной стороны, мне льстило получить роль такого масштаба... А с другой — одолевали неуверенность и боязнь того, что вокально я еще не готов к такому грандиозному образу. Меня не покидало чувство, что я нахожусь на перепутье.
Мне очень хотелось сыграть эту роль, но я боялся ее спеть как дилетант, которому просто повезло в распределении ролей. Никаких религиозных или драматических проблем я никогда не испытывал, но четко осознавал, что на меня ложится миссия стать проводником между гениальным по музыке произведением и зрителем, который заполнит зал легендарного театра им.Моссовета.
Мне льстила серьезная поддержка Павла Осиповича Хомского, но его веры и убежденности в нашей победе для меня было мало. "Неужели он не слышит, что мы фальшивим, что манера нашего пения разношерстна, что эти ноты я не возьму никогда?!" — примерно так я рассуждал. На все эти вопросы я получил один ответ: работай и благодари судьбу за такую роль. И только когда я стал серьезно заниматься с педагогами по вокалу, во мне начала просыпаться уверенность.
Это сейчас, учитывая свои вокальные недостатки, я могу в силу своего опыта пустить в ход ту обойму навыков драматического актера, которая способна повернуть зрителя в сторону драмы, психоделики и позволить ему простить мои вокальные погрешности. Чтобы это осознать и научиться применять на сцене, мне потребовалось почти 30 лет. Вероятно, я наконец-то готов к роли Иуды.

— Почти путь длиною в жизнь…

— Признаюсь, были моменты, когда я уходил из спектакля. Меня возвращали. Я уходил из-за проблем с голосом, которые у меня возникли. Но после этого вынужденного перерыва я вернулся. Скажу честно, не увидел достойной себе замены. Если бы в тот момент нашелся актер, которому по моей шкале ценностей я мог передать эстафету, я бы это сделал, но... Не случилось. Свято место пусто не бывает. И на сегодняшний день делю свою роль еще с двумя счастливчиками — Александром Емельяновым и Андреем Богдановым. Я из тех актеров, кто предпочитает работать в несколько составов.

— Почему?

— Для меня это беспроигрышная ситуация. Когда кто-то делает что-то лучше, я стараюсь как минимум дотянуться или пропустить через себя, создать что-то новое. А если я вижу, что партнер делает на порядок ниже, то лишний раз убеждаюсь в том, что я... Ну, вы меня поняли. Да и появляется время для того, чтобы поработать в антрепризе.

— Почему спектакль уже столько лет не теряется актуальности и любви зрителей?

— Во-первых, сам материал. Это признанный музыкальный шедевр. Во-вторых, намоленная сцена театра им. Моссовета, на которой никогда ничего подобного не ставилось. И наличие той одержимости, на которую способна молодость, получившая право мощно и ярко заявить о себе, получив серьезную поддержку в лице художественного руководителя театра. Павел Осипович Хомский тогда каждому из нас подарил беспроигрышный лотерейный билет. За что мы ему будем всегда благодарны.


Иветта Невинная
"Московский комсомолец", 29.10.2020
Вернуться на страницу ПРЕССА

Вернуться на страницу РАЗНОЕ

Вернуться НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

MBN