Пресса о мюзикле "Игра": "Ставки "Игры""  



Премьера "Игры" в театре Моссовета вновь напомнила о том, что мюзиклов в бродвейском понимании до сих пор на столичной сцене нет – были лишь более или менее удачные попытки. Неотъемлемые слагаемые классического шоу – популярные мелодии, высокопрофессиональные вокал и хореография, впечатляющие дизайн и лазерные спецэффекты – все это труднодостижимо на бедных московских подмостках. И дело даже не в ограниченности материальной базы, недостаточности средств и не в том, что мало найдется артистов, способных совместить верность заветам Станиславского с западной синкретичностью. Главное – непонимание, что мюзикл есть особый жанр, а не драматический спектакль со вставными музыкальными номерами. Ближе всех к желаемому образцу подошел тот же театр Моссовета, где вот уже много лет с неизменным аншлагом идет всемирный шлягер "Иисус Христос –суперзвезда".

В шведском мюзикле "Chess", положенном в основу моссоветовского ''музыкального матча" (как назван в афише жанр премьеры), речь идет о советско-американском шахматном поединке, что в момент создания мюзикла, в 80-е годы, читалось метафорой холодной войны. Ныне это скорее наша внутриполитическая тема, когда судьбу короля решает свита, а вчерашние пешки выбиваются в ферзи. Но на сцене всё обобщено до банальности: мысль, что жизнь есть игра, а люди в ней – шахматные фигуры, не кажется откровением. Остается любовный четырехугольник, в котором каждый из зрителей волен выбрать симпатичную ему вершину. Страсть секретарши Чемпиона к его сопернику – почти борьба чувства с долгом, а подруги Претендента к Чемпиону – долга с чувством. Пока герои и героини выясняют отношения, карикатурная свита плетёт интриги и развлекается.

По контрасту с пышностью одеяний в декорациях преобладает аскетизм – голые стены и обнажённые конструкции. Лишь гибкое шахматное поле с отверстиями взамен белых клеток, гигантским спрутом распростертое над сценой, напоминает о чаемой зрелищности. Придуманный Александром Яцко (актер выступает на сей раз и в роли художника) символический монстр изгибается, распадается, обволакивает и вздымается, преграждая пути и отбрасывая эффектные тени. Если бы ещё и техническое исполнение соответствовало замыслу! – а то скрежет шарниров постоянно аккомпанирует музыке.

Вот и назван главный герой постановки. В оригинале "Chess" его создатель, композитор Бенни Андерсен творит чудеса, чередуя скандинавские пасторальные хоры с барочными дуэтами и квартетами; мировые хиты "One night in Bangkok" или "I know him so well" сосуществуют с классичными по вокалу партиями и реминисценциями в стиле АВВА. Исполнять такую музыку под силу только мастерам высочайшего класса – достаточно назвать среди участников студийной записи Уитни Хьюстон, Барбару Стрейзанд и шведский дуэт "Джемини".

В московском варианте в аранжировках Александра Чевского исчез скандинавский колорит, зато возникла российская напевность. Ударные места смягчены, зато проходные растянуты. Включены также некоторые мелодии "Битлз", отчего в программке появилась фраза о "ностальгии по 60-м". Сохранённые полифонические квартеты звучат несбалансированно, зато буквально преследует излюбленный прием Чевского – разноголосье, сливающееся в унисон.

Под стать переделке и тексты Ярослава Кеслера, которые тянут за собой речитатив, принуждая в лучшем случае к рэпу, а в худшем – к мелодекламации.

Чтобы подчеркнуть красоты музыки и скрыть несовершенства слога, надо обладать хорошим голосом и скверной дикцией. У драматических артистов чаще встретишь обратное сочетание, так что неровность исполнения удивления не вызывает. Если Олег Казанчеев привносит в облик своего Чемпиона демонический азарт, то у Валерия Сторожика, органичнейшего актера, но дебютанта в жанре, недостаёт внутренней силы. Единственное совершенство – Глория у хрупкой и отчаянной Лады Марис, чья грациозная утонченность в пластике, чувство драматизма и божественный голос (тембр которого идеально подходит к партитуре роли) выделяет яркую звезду на довольно тусклом общем фоне.

В таком виде спектакль трудно отнести к разряду шедевров. Может быть, "Игру" выведет на иной уровень другой заявленный состав исполнителей, среди которых не только талантливые, но очень техничные Александр Яцко и Валерий Ярёменко. Но и в описанном варианте представление – дело доброе. Хотя бы потому, что напоминает о высотах, к которым стоит стремиться в труднейшем, но и благодарном жанре.

Делайте ваши ставки, господа!

Светлана Лапшина, "Экран и сцена" №4 (368), 30.01 – 06.02 1997 года


О МЮЗИКЛЕ "ИГРА"


Вернуться НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

MBN