Пресса о мюзикле "Игра": "Гроссмейстер сыграл e2-e4"



"Нет, это не Рио-де-Жанейро", — восклицал великий комбинатор, обозревая родные просторы. Он был прав. Можно также добавить, что это Садовое кольцо, а не Бродвей. Но режиссер Павел Хомский решил сыграть по-крупному, рассудив, что Театру имени Моссовета к мюзиклам не привыкать. (Рок-опера "Иисус Христос — суперзвезда" по сей день значится в афише театра). И вот новая "Игра" Хомского заполнена "музыкальными фантазиями" Александра Невского, навеянными "мелодическими началами 60-х годов". Нет, актеры тоже есть, их вокал почти вне критики, а оркестровая фонограмма записана музыкантами ГАБТа.


Некая усредненная история борьбы за шахматную корону, по замыслу либреттиста Ярослава Кеслера, открывает закулисную сторону самой интеллектуальной игры, а Хомский отыскал в ней и параллели с политическими баталиями. Так или иначе, но эта тема – не изобретение велосипеда. Американский кинофильм "Ход королевой" уже показывал изнанку шахматных первенств, с такими же прозрачными аналогиями: Карпов-Корчной или Карпов-Каспаров. Правда, там совсем криминальная история с убийствами. Театр представил смягчённый вариант: кража необходимой для победы информации на фоне любовной интрижки Чемпиона и Риты - помощника Претендента, а также злых козней Секунданта последнего. Он сыгран Вячеславом Бутенко без полутонов - первостатейный злодей, даже внешне своим бритым черепом похожий на Кощея Бессмертного. Под стать ему дебютантка Елена Галлиардт в роли Риты. Ее энергичность оправданна и по роли - желанием быть рядом с победителем. В целом эта группа персонажей - во главе с пребывающим в депрессии Чемпионом (Александр Яцко) – воплощает драматическое начало сюжета. Реализация лирической его стороны возложена на Валерия Сторожика – Претендента и воспылавшую к нему нежным чувством Глорию – секретаря противника (Лада Марис). Но то ли действительно негативные проявления всегда притягательнее (хотя и Сторожик играет далеко не ангела), то ли сказалась необходимость уделять предельное внимание вокалу, но эта компания в выразительности проигрывает.

Разложив все по полочкам и придав действию поистине шахматную четкость, Хомский не стал устранять возникшее противоречие между такой схемой и серьезно-трепетным отношением к делу исполнителей, которые ни на минуту не хотят забыть, что они драматические актеры. Разве за исключением двух отставных полковников в "пиночетовских" фуражках из разных станов – Александр Бобровский и Леонид Сенченко, – похожих друг на друга, как Бобчинский и Добчинский. Фигурам моссоветовской шахматной партии предложено великолепное поле деятельности на двух гибких, как кольчуга, досках - полноправных и самых крупных участниках событий. Они то устилают пол, то провисают гамаками, то решетчатой стеной отгораживают сцену от зала. Все эти манипуляции вкупе с металлическими конструкциями-лестницами и оголенной кирпичной стеной сцены, меняющим свои оттенки светом создают атмосферу современного дискотечного зала. Такая зрелищная сценография – дело рук Александра Яцко. На этой постановке он, словно Змей Горыныч о трех головах. Плюс к двум уже упомянутым качествам он выступил и как режиссер, помогая Павлу Хомскому. Но учитывая, что ответ за конечный результат придется держать не ему, Яцко позволил актеру в себе победить режиссера. Его Чемпион не только продемонстрировал неплохие вокальные данные исполнителя, но и единственный похож на живого человека, а не на пешку. Этот герой в разладе с самим собой и миром, что так свойственно реальной жизни. Хоть и выражается все это в вызывающих легкое недоумение текстах, Александру Яцко удается отвлечь зрителя от непосредственного смысла слов и увлечь "игрой".

Классическое черно-белое решение костюмов, обыгранное Викторией Севрюковой, в этом спектакле не определяет привычные ориентиры: добро-зло. Просто в шахматах белые, даже если это Претендент, начинают и... Вот выигрывают не всегда.

Ольга Солодова, Газета «Культура» от 07.12.1996 года
Валерий Сторожик, Лада Марис - фото Н.Власовой


О МЮЗИКЛЕ "ИГРА"


Вернуться НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

MBN