"Иисус Христос - суперзвезда"
Очерк (фрагмент) - Валерий Сторожик



Апофеозом образа положительного персонажа стала роль Иисуса Христа в музыкальном спектакле "Иисус Христос — суперзвезда". Лучшие образцы популярного на Западе жанра рок-оперы (своеобразной разновидности мюзикла) достойны восхищения, но на русской почве он приживается довольно трудно. В свое время рок-опера "Иисус Христос — суперзвезда", придуманная Тимом Райсом и Эндрю Ллойд Уэббером в конце 60-х — начале 70-х, произвела в мире эффект разорвавшейся бомбы. Иисус стал персонажем молодежной тусовки, одевался как хиппи и разъезжал на мотоцикле. Многие восприняли такую трактовку как беспощадное кощунство над святым образом Христа, детище Райса и Уэббера превозносили и отвергали. С тех пор рок-опера на сюжет, взятый из самой известной в мире книги, начала свое триумфальное шествие по странам и континентам. Главный режиссер Театра имени Моссовета Павел Хомский привез с Бродвея идею постановки нашумевшей рок-оперы и осуществил ее в 1990 году.

Создатели спектакля в предисловии разъяснили, что московская постановка "интересна и своеобразным сочетанием жанра рок-оперы, православного прочтения Евангелия и традиций русской театральной школы". То, что получилось, на мой взгляд, далеко от совершенства. Хотя, впрочем, любой копии не избежать сравнения с оригиналом, даже самая талантливая из них окажется хуже.

Для артиста Валерия Сторожика роль Иисуса — одна из самых интересных в его сегодняшнем репертуаре, она дает счастливую возможность продемонстрировать всю палитру своих профессиональных навыков, удачно избегая подражания. До этого артист уже успел поучаствовать в похожем музыкальном проекте: на сцене Театра имени Моссовета шел (правда, недолго) спектакль "Игра", поставленный А.Чевским. В основу музыкально-драматического шоу был положен шведский мюзикл "Chess" ("Шахматы"). В московском варианте Валерий Сторожик исполнял роль Претендента.

Сторожик получил ввод на роль Христа в 1997 году и сразу же привлек внимание индивидуальностью трактовки столь сложной и необычной роли для отечественной театральной культуры. Однако сам Валерий не видит в этой роли ничего сверхъестественного, он просто любит ее играть.

Исполнение артистом роли Христа примечательно сразу в нескольких отношениях. Его Иисус прежде всего человек глубоко страдающий и переживающий личную драму. Ему кажется, что он не соответствует той высокой миссии, которую на него возложило Небо. "Я лишь добра хотел, но не сумел оправдать Твои надежды", — обращается он с болью в голосе к своему небесному Отцу. Смерть на кресте страшит его, и, отправляясь на Голгофу, он совершает величайший человеческий подвиг. Словно заклятье, Христос неистово повторяет одну и ту же фразу: "Мне надо знать, Боже, за что умру?" Иисуса раздирают внутренние противоречия; он мучается от сознания того, что избран Небом и отвергнут толпой, теми, ради которых он принял смерть. "Мне не дано связать здесь, на земле, волю Бога и любовь", — Иисус смотрит на Марию Магдалину как на сестру и утешительницу, но, будь он простым человеком, то с радостью назвал бы ее женой. Но Христос не только воплощает собой кротость: он может быть суровым и страстным в гневе, когда изгоняет торгующих из храма. Всю многогранность и противоречивость образа Христа артист, как обычно, удачно дополняет внешними изобразительными средствами. Выразительное иконописное лицо, почти бестелесность облика и удлиненные, как на полотнах прерафаэлитов, линии тела, особенно эффектно смотрящиеся на распятии, проникновенные интонации не сильного, но волнующего и приятного голоса, насыщенного драматическими интонациями, — таким рисует Сторожик своего Христа.


Екатерина Амирханова
Книга "Театр имени Моссовета", серия "Звёзды московской сцены", 2001 год
Вернуться на страницу ПРЕССА

Вернуться на страницу РАЗНОЕ

Вернуться НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

MBN
Hosted by uCoz