"Иисус Христос - суперзвезда"
Очерк (фрагмент) - Борис Иванов



Убедителен своей библейской мощью Понтий Пилат в программном спектакле театра в рок-опере Э.-Л.Уэббера и Т.Райса "Иисус Христос – суперзвезда", сохраняющемся на сцене много лет.

Скромно обозначив жанр как "музыкальный спектакль по мотивам одноименной рок-оперы", авторы новой версии, по сути, ни в чем от оригинала не отошли. Главный пафос и лирический объем творения Уэббера звучит полновесно, порой захватывающе страстно. Уместным и естественным, даже необходимым казалось то, что роль Иисуса из Назарета сыграл артист "пришлый" (Олег Казанчеев с Таганки). Его "отдельность" представлялась осмысленной, прибавляла действию драматическую нагрузку и дополнительную содержательность, усиливала конфликтные линии сюжета.

Самозабвенно, искренне, обжигающе точно работали Валерий Ярёменко в роли Иуды Искариота и Ирина Климова, не только блестяще спевшая "культовые" хиты партии Марии Магдалины, но и сам характер своей героини явившая во всей полноте трагедийного содержания.

Понтий Пилат был не просто эффектной фигурой, но существом воистину трагичным. Его терзал страх участия в историческом процессе в качестве ключевого персонажа, человека, от которого, как вдруг выяснилось, зависит само Бытие. Не позволяя себе вульгарной паники, Понтий Пилат оказался над бездной судьбоносных событий, стараясь не замечать реального их масштаба, что и позволило ему "умыть руки", якобы передоверившись толпе... В спектакле есть главное для подобного рода зрелищ — ощущение значительности происходящего. Театр пользовался средствами, максимально доступными на данный момент, но и с учетом традиции русской театральной школы (последнее обстоятельство существенно хотя бы потому, что западную драму в России всегда так или иначе адаптировали). В случае с "Иисусом..." произошло "взаимодействие и взаимовлияние": найден некий третий путь, когда само качество сценической энергии, ее лирическая насыщенность заметно отличаются от канонизирования стандартов мюзикла, тем более рок-оперы как жанра западного.

Борис Иванов сыграл Понтия Пилата вполне "по-русски": со вниманием к психологическим парадоксам характера библейского героя, чего материал роли, скажем прямо, не предполагал. У авторов Понтий Пилат фигура скорее эмблематичная, что вполне отвечает логике жанра. У Бориса Иванова получился человек умный, противоречивый, зоркий. Ему ведомо даже чувство долга в том диапазоне представлений, какие продиктованы должностью и судьбой.


Александр Иняхин
Книга "Театр имени Моссовета", серия "Звёзды московской сцены", 2001 год
Вернуться на страницу ПРЕССА

Вернуться на страницу РАЗНОЕ

Вернуться НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

MBN
Hosted by uCoz