Воспоминания Алексея Степанова
о спектакле "Иисус Христос - суперзвезда"
в театре им. Моссовета



"Суперстар" обеспечивал бутафорский цех постоянной работой. Пенопластовые стены центральной двухэтажной декорации при монтаже, репетициях и даже во время спектакля постоянно получали повреждения. Эпоха акриловых красок еще не началась, в нашем цеху "под крышей" стояла огромная бочка клея ПВА. Художники мешали этот клей с обычной гуашью, заранее подбирая цвет, знакомый уже наизусть, с баночкой краски в одной руке и кисточкой в другой спускались на сцену. Лавируя между монтировщиками, распевающимися артистами и разминающейся пластической группой, стараясь никого не задеть и случайно не покрасить, выискивали проплешины и пробоины, которые иногда появлялись за пять минут до спектакля (после яростной разминки особо соскучившихся по сцене артистов пластической группы), и иногда уходили со сцены вместе с открывающимся занавесом.

В наш цех постоянно приходили актеры, задействованные в спектакле, за помощью к художникам. Идей было множество: кому то "состарить" костюм, кому-то подкрасить цепочку или ремень, кому-то соединить разбитые во время спектакля детали костюма, кому-то воплотить новую идею, которую трудно объяснить на словах, надо показать... и.т.д. У артистов пластической группы было много кожаных деталей в костюмах: ботфорты, сапоги, кожаные куртки, которые не выдерживали нагрузки и периодически требовали реставрации – и мы все это подклеивали и подкрашивали, возвращая костюму "товарный" вид.

Рядом с мастерской художников была небольшая дверь, которая вела в лабиринт бесконечных черных лестниц и переходов, которые шли вдоль стен высоко над сценой. Оттуда с высоты открывался потрясающий вид и на сцену и на закулисье. Спектакли мы смотрели оттуда сверху. Сценический круг поворачивает нашу декорацию – музыка, свет, и через мгновение пластическая группа вылетает на сцену. А вот за кулисами монтировщики вытаскивают на сцену огромную "золотую" ванну. Там, далеко внизу, на сцене кипели страсти, а здесь на тросах висели фрагменты декораций из разных спектаклей, ожидая своего часа опуститься туда вниз, туда, где кипит жизнь, где поют и танцуют, где любят и где предают, где живут и умирают. Опуститься, чтобы прожить свою короткую жизнь на сцене, стать частью чего-то целого, какого-то смысла.

Время было противоречивое, жизнь человека не всегда была в безопасности (в нескольких остановках от театра происходили события вокруг Белого Дома, и мы слышали выстрелы орудий во время спектаклей), около служебного входа по вечерам обитала тусовка сутенеров и женщин с "пониженной социальной ответственностью". Но здесь Перестройка была окрашена в цвета творческой дерзости, поиска, радости.

Благодаря театру Моссовета и во многом спектаклю "Суперстар" я получил еще одну профессию, профессию дворника. В те времена жилья у меня в Москве не было и я часто вынужден был оставаться ночевать в театре, что категорически не приветствовалось администрацией театра и в особенности пожарниками театра, которые периодически видели призрак художника, который бродит по ночам среди декораций. Мне помог "главный дворник" театра Валера Ярёменко, который позвонил по своему старому месту работы, где его просто обожали, и я получил работу дворника и вместе с ней маленькую комнату в Кисельном переулке. Мне достался участок на Кузнецком мосту. Мне выдали лом, лопату и метлу и у меня началась новая жизнь дворника лихих девяностых. Днем художник, утром и вечером дворник. Я теперь знаю, что делать, если в десяти шагах от тебя происходит вооруженный налет с перестрелкой на магазин джинсовой одежды, или куда звонить, когда на твоем участке труп, и как победить в войне дворников с ларечниками. Ночью иногда чистил Лубянскую площадь со своими коллегами для президента страны (уже не помню, зачем она ему была нужна).

Вы спросите – при чем здесь работа дворником и спектакль "Суперстар"? В девяностые вдруг внезапно наступило время, где все было не важно, все кроме денег... Древние греки верили, что некоторые избранные философы, художники, поэты после смерти попадают на острова блаженных. Там они в белых одеждах и босиком ходят по теплой журчащей воде, договаривая свои философские беседы, создавая и творя все,что не успели сказать и создать при жизни. В моей жизни в девяностые годы таким островом блаженных был театр им.Моссовета и спектакль "Иисус Христос – суперзвезда". Здесь кипела творческая жизнь, работал уникальный творческий коллектив. Мне кажется, что все, кто работал на спектакле, будут помнить это время как очень счастливое. Спасибо.


Вернуться НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

MBN