"ИГРА"

Музыкальный матч в 2-х партиях.
Премьера состоялась 9 октября 1996 года

Либретто Ярослава Кеслера
Музыкальная фантазия Александра Чевского на темы произведений
Б.Андерсона, Я.Андерссона, В.Левена, Д.Леннона, П.Маккартни, Б.Ульвеуса, Д.Харрисона


Действующие лица и исполнители:

Чемпион - Олег Казанчеев, Александр Яцко
Претендент - Валерий Сторожик, Валерий Ярёменко
Леди М, председатель оргкомитета матча - Нелли Пшённая
Руководитель делегации Чемпиона, полковник в отставке - Александр Бобровский
Глория, секретарь Чемпиона - Лада Марис
Менеджер Чемпиона- Алексей Макаров
Руководитель делегации Претендента, полковник в отставке - Леонид Сенченко
Секундант Претендента - Вячеслав Бутенко
Рита, помощник Секунданта - Елена Галлиардт
Музыкант, Репортёр - Антон Дёров

В пластических сценах были заняты:
Фигуры
артистическая школа "АТУМ"
Блажиевский Д., Батынкова М.,
Домникова К., Дыдычкина С.,
Ерёменко Е., Чувилькин М.
Мухин С.
- студент РАТИ
Борисов Д.
Пешки
артистическая школа "АТУМ"
Архипов А., Рысев А.,
Семёнов А., Черкасова А.
Абдрахимов М., Пшененко О.
- студенты РАТИ
Силаенкова О., Сперанская М.
А также:
Баринова А., Добровольский Е., Иванова А., Рюмина Е., Сукманская Н. - артистическая школа "АТУМ"
Денисенко Е., Катосова Е., Максимкина И., Тимошенко В., Фетисова Ж. - студенты РАТИ
Врачёва И., Гаврилова Ю., Громека Л., Евенко О., Конов К., Пешкова И., Тирдатова Е.

Работа над "Игрой" шла 2,5 года, в начале на сцене "Под крышей", где с успехом прошел первый показ материала, затем на большой сцене.
Для всей команды спектакля это был очень плодотворный, яркий и творческий период.
Спектакль был сложно-постановочный, и к выпуску были подготовлены два равнозначных состава исполнителей.
Но в силу стечения разных обстоятельств не все исполнители успели выйти над сцену к зрителям -
Ольга Моховая (Глория), Наталья Громушкина (Рита), Эдуард Стёпин (Секундант), Ольга Мугрычева (Леди М) и Евгения Глядинский (Белый полковник).

Постановка н.а. России Павла Хомского
Балетмейстер-постановщик - Михаил Кисляров
Сценография - Александр Яцко
Художник по костюмам - Виктория Севрюкова
Музыкальный руководитель спектакля - Александр Чевский
Литературная часть - Анатолий Митников
Постановка пантомимы - Анатолий Елизаров
Режиссёр - Александр Яцко


Каждое время диктует свои условия восприятия того или иного факта искусства. Особенно это касается так называемой "лёгкой" музыки. Сегодня, когда на стадионы обрушиваются водопады тяжёлого рока, когда сила звука и ритмическая структура становятся практически основными и единственными достоинствами эстрадной музыки, серьёзные музыканты, да и истинные её любители всё чаще обращаются к тем мелодическим началам, которые в 60-е годы казались слишком облегчёнными, а в России были просто запрещены. Опыт работы нашего театра над сценической версией рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда" Э.Уэббера доказал возможность и необходимость возврата к "хорошо забытому" или даже вообще неизвестному широкому зрителю музыкальному материалу. Поэтому театр решил создать новый спектакль, где мелодические конструкции тех лет образуют единый сюжет, "растворяются" в характерах персонажей и таким образом становятся как бы общим знаком времени. В основе драматической интриги - рассказ о некоем чемпионате мира по шахматам. События основаны на реальных фактах из истории поединков Алехин - Эйве, Фишер - Спасский, Карпов - Корчной и Каспаров - Карпов, но, естественно, нет никакой персонификации персонажей. Музыкальный сюжет основан на коллаже всемирно популярных мелодий конца 60-х - начала 70-х годов: групп "Битлз" и "АББА" и таких представителей музыкального направления арт-рока как Б.Андерсон, Я.Андерссон, В.Левен, Д.Леннон, П.Маккартни, Б.Ульвеус, Д.Харрисон


Благодарим Odiss за предоставленную программу спектакля


Ярослав Кеслер о спектакле "Игра"

Сама идея, по-моему, была интересна. Я уже говорил, что многое в этом мюзикле "Chess" было сделано с использование битловских эскизов. Поэтому это был такого рода эксперимент, "музыкальный матч", как было отмечено в программках. Мысли о постановке появились почти сразу же после "Иисуса". Мы планировали сделать "Игру" тем же коллективом - с Сережей Прохановым, Феликсом Ивановым. Но... я понял, что может ничего не получиться уже тогда, когда Хомский не отдал работу Проханову. Затем уехал Феликс Иванов, многие актеры остались за бортом. Например, была чудесная сцена Бобровский-Глядинский! Юрский, когда увидел ее, лежал со смеху. И сказал: "Это должно оставаться только так!" Но эту сцену и Глядинского, недавно трагически погибшего, вообще исключили из спектакля. Должно было быть два состава, но мне сказали: "Денег на костюмы нет. Если найдете, то пожалуйста". Вообще, экономили на всем: возьмем те же декорации - на этих шахматных досках можно было сделать 32 мизансцены! Но не было возможности так сделать, получилась только малая часть из намеченного. Я упросил Сашу Яцко, чтобы он создал сценографию, вспомнил свое архитектурное образование! И должно было получиться, но не вышло! С фонограммой тоже были жуткие проблемы! Я договорился с арендой студии с великолепной первоклассной аппаратурой, но денег на это не дали. И пришлось сидеть сутками и кромсать, накладывать куски музыки, накладывать звук! Было очень обидно! Вот диск "Иисуса" мы записали так, что не будет стыдно его крутить и через двадцать лет. Там обработка хорошая, звучание! А здесь - сплошные сложности! Нужна была совсем другая пластика! Но Хомский решил ставить именно так. А ведь относительный успех или неудача любого предприятия определяется его наиболее слабыми местами. Опыт "Игры" показал это весьма наглядно. Оставим в покое закулисные процессы, в конце концов, все проявляется на сцене. Высокое музыкально-тематическое качество и привлекательность исходного материала, удачная музыкальная форма, найденная А. Чевским (причем, непростая - т. н. трехпятичастная), фразеологическое и интонационное единство текста либретто и вокальных партий плюс мастерство отдельных актеров - это и есть слагаемые зрительского успеха. Фонограмма, не соответствующая музыкальному уровню материала, постановочная дивертисментность второго акта, безликий пластический ряд и отсутствие актерского ансамбля на сцене - это паллиатив, который бросается в глаза и режет уши. А в искусстве не бывает мелочей... Потом уже, когда спектакль вышел, создал резонанс - ведь очень многие, практически все популярные издания, откликнулись и опубликовали рецензии! Вопрос другой - какая там была критика, но никого это же не оставило равнодушным, всех заинтересовало! Так вот, когда спектакль шел, ему постоянно мешали, и в один прекрасный момент "Игру" потихоньку сняли. И мне до сих пор очень досадно, потому что у этого спектакля уже был свой зритель - как и у "Иисуса".

Материал сайта АртМюзикл



О мюзикле "Шахматы" (1984 год) - портал Musicals.Ru


АУДИО 1 (Олег Казанчеев, Валерий Ярёменко)

АУДИО 2 (Александр Яцко, Валерий Сторожик)

ВИДЕО - Спектакль

ВИДЕО - Репетиция 27.07.1996 г.

ВИДЕО - Телесюжеты о премьере

ВИДЕО - Программа "Любите ли вы театр..."

ВИДЕО - Валерий Ярёменко - "Играем!" ("Приют комедиантов", телеканал ТВ-Центр, эфир 01.01.19)

ПРЕССА

ФОТОГРАФИИ АКТЁРОВ

ФОТОГРАФИИ АРТИСТОВ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ П/Р ВЛАДИМИРА АНОСОВА


Вернуться НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


MBN